При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Россия может совершить революцию на рынке евробондов, если продаст свои облигации иностранным инвесторам напрямую – минуя банки-посредники, которым Вашингтон и Брюссель запрещают иметь дело с Москвой. С такой идеей выступили вчера аналитики Bloomberg, которые считают нынешнюю схему размещения бумаг устаревшей. Если Москва последует советам, российское правительство сможет занять 3 млрд долл. для пополнения бюджета-2016.
Россия, которая последний раз выпускала еврооблигации лишь в 2013 году, в феврале этого года объявляла о намерении вернуться на международный рынок капитала за счет выпуска еврооблигаций на сумму в 3 млрд долл.
Курировал выпуск российских бумаг замминистра финансов Сергей Сторчак. Однако инвестиционные банки, которые могли бы организовать их продажу, получили от властей США и Евросоюза предупреждение о том, что Россия до сих пор находится под действием санкций, а значит, размещение таких ценных бумаг нежелательно (см. «НГ» от 16.03.16). «Это ставит перед нами довольно любопытный вопрос: что, если Россия – или любой другой заемщик – попросту обойдет посредников и продаст свои ценные бумаги непосредственно инвесторам?» – рассуждает автор публикации на Bloomberg Марк Гилберт.
Он напоминает, что до сих пор и правительства, и компании продают международные облигации по старым правилам, действующим с 1963 года. «То есть с момента заключения с итальянской компанией по строительству автодорог Autostrade 15-миллионой сделки, которую многие называют первым настоящим выпуском еврооблигаций», – поясняет он. Действующая модель схожа и с первичным размещением акций молодых компаний на фондовом рынке. «Но есть ключевое различие: инвесторы могут самостоятельно узнать все, что им нужно (или по крайней мере все, что Россия позволит им узнать), воспользовавшись информацией, находящейся в открытом доступе. Они могут узнать, как оцениваются уже существующие ценные бумаги и как они торгуются на рынке», – указывает Гилберт. Но в отличие от еще никому не известной компании, которая впервые выходит на рынок, в случае с евробондами нет никакого смысла нанимать инвестбанкиров, чтобы они разъясняли особенности финансового положения России в рамках коммерческой презентации, полагает он.
Новый международный долг РФ мог бы быть успешней опыта Аргентины, которая, имея околодефолтные рейтинги от трех ведущих рейтинговых агентств, разместила облигации на 16,4 млрд долл. при заявках на 70 млрд долл., подчеркивал в интервью Bloomberg замминистра финансов Максим Орешкин. То есть на рынке сегодня существует огромный спрос на бумаги подобного уровня.
Но если сами инвестбанки отказываются от размещения российских бумаг, почему бы стране не обратиться к глобальному инвестиционному сообществу самостоятельно, рассуждает Марк Гилберт. «В прошлом было разумно нанимать синдикат банков, которые искали инвесторов, оценивали спрос и эффективно использовали существующие клиентские отношения для успешной продажи облигаций по максимально возможной цене. Но есть ли в этом необходимость сегодня?» – говорит эксперт. По его мнению, в современных условиях определить цену, по которой инвесторы захотят купить российские евробонды, несложно, а узнать у крупнейших игроков на развивающихся рынках, какая процентная ставка их устроит, тоже легко – нужно всего лишь отправить им электронное письмо. «Полвека – это слишком долгий период, чтобы рынок мог устоять против натиска перемен», – считает автор статьи. Если Россия решится найти средства, не прибегая к помощи инвестиционных банков, она смогла бы инициировать настоящую революцию на рынке ценных бумаг, заключает он.
Правда, российскую революцию на долговом рынке может усложнить возможный отказ от участия в сделке международных расчетно-клиринговых систем Euroclear и Clearstream, выполняющих роль «технических посредников», получающих деньги от инвесторов, впоследствии передавая их эмитенту. Как сообщало в начале апреля агентство Reuters со ссылкой на источники в банковских кругах, клиринговые центры вряд ли захотят ссориться с американскими и европейскими регуляторами, советовавшими компаниям быть аккуратными в сделках с Россией на фоне санкций. А без участия таких paying agents размещение бумаг фактически становится невозможным.
К тому же и в самой РФ, очевидно, уже отказались от идеи размещения евробондов. Как ранее сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на двух высокопоставленных российских чиновников, Россия не будет размещать суверенные еврооблигации в текущем году из-за отказа международных инвестиционных банков. Глава Минфина Антон Силуанов впоследствии и вовсе заявлял, что у РФ сейчас нет нужды в размещении бумаг. «В евробондах проблем нет… Рубль укрепляется в связи с тем, что цены на нефть растут, и дополнительный приток капитала в виде размещения евробондов повлияет только на укрепление курса рубля. Нужно нам это? Мы считаем, что особо не нужно», – подчеркивал министр в середине апреля. Изначально же предполагалось, что Минфин определится со списком организаторов выпуска евробондов до конца марта.
Тем не менее эксперты «НГ» до конца не исключают теоретической возможности российского Минфина организовать их выпуск без посредников. «На большинстве рынков сейчас происходит избавление от посредников, поэтому вполне вероятно, что прямое предложение потенциальным инвесторам может сработать», – предполагает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Постепенная если не революция, то эволюция на финансовых рынках уже происходит. «Посредники в финансовых операциях переживают сейчас не лучшие времена, активно урезаются и инвестподразделения крупнейших мировых банков. А сами инвесторы имеют достаточно информации и ресурсов самостоятельно совершать сделки. Это видно по тому, как падает интерес к фондам с активным управлением в пользу индексных фондов», – уверен финансовый аналитик FxPro Александр Купицкевич. Правда, по мнению эксперта, это долгий процесс, на который даже при благоприятных условиях уйдет не один десяток лет.
Ценные бумаги и так продаются конечным покупателям, которыми могут быть и инвестбанки, и их клиенты, спорит начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Без посредников же, как считает Ващенко, не обойтись. «Рынок устроен так, что клиенты торгуют в основном теми бумагами, которые активно рекламируют инвестконсультанты», – сообщает он.
В то же время некоторые эксперты «НГ» пока не ждут от российского Минфина революционных прорывов на рынке ценных бумаг. «Эксперты Bloomberg не до конца понимают всю специфику размещения облигаций. Инвестбанки нанимают не просто так. Перед тем как андеррайтер, то есть инвестбанк, начнет сбор заявок на размещение бондов, он проведет детальный анализ рынка, оценит перспективы размещения и предложит оптимальную ставку, по которой реально привлечь деньги», – говорит ведущий специалист отдела привлечения и размещения ресурсов компании «АЛОР» Павел Хорошилов. Сотрудники же Минфина, по мнению эксперта, вряд ли обладают тем профессионализмом, который здесь требуется. «К тому же уже после размещения кто-то должен поддерживать ликвидность бумаг на рынке, осуществляя первое время услугу маркетмейкера», – обращает внимание он.
Отказ от финансовых посредников возможен лишь в случае крайне сложной ситуации, когда стране нужны деньги, а все известные мировые инвестиционные банки откажутся от размещения, уверена замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. «Однако самостоятельное размещение облигаций потребует от Минфина значительных как финансовых, так и человеческих затрат, что в итоге обойдется дороже, чем комиссия банку», – сообщает она.
обсуждение