При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин России планирует увеличить объем привлечения на внутреннем рынке во втором квартале и придумал новый механизм, который призван помочь ведомству нарастить заимствования, пользуясь отсутствием новых санкций США и повышенным интересом иностранных инвесторов, сказал в интервью Рейтер директор департамента госдолга Константин Вышковский.
При этом Минфин обещает не “пылесосить” рынок путем предоставления гарантированных премий ради выполнения амбициозной программы внутренних займов и брать в долг больше только, когда это не оказывает негативного влияния на рынок.
“Это, безусловно, сложная задача - с одной стороны, наращивать объем размещения в целях выполнения программы, с другой стороны, делать это в максимальной степени по справедливым рыночным уровням”, - сказал Вышковский.
Рост заимствований нужен, чтобы профинансировать провозглашенную президентом Владимиром Путиным масштабную стройку по всей стране и инфраструктурный рывок.
Ведомство планирует занять в 2019-2021 годах 7,5 триллиона рублей, включая почти 2,5 триллиона в текущем году.
В 2018 году в условиях усиления санкционной риторики и бегства капитала с развивающихся рынков Минфину удалось разместить ОФЗ на сумму чуть более 1,0 триллиона рублей при первоначальном плане 1,45 триллиона рублей.
Вышковский считает, что участники рынка уже привыкли к риску санкций, а часть иностранных инвесторов решила воспользоваться ситуацией, понимая, что если санкции и будут, то они коснутся только нового долга. Он не ждет дальнейшего значительного роста доли иностранцев в ОФЗ.
НЕ В УЩЕРБ РЫНКУ
С середины февраля Минфин отказался от практики установления предельных объемов предложения госбумаг на аукционах, рассчитывая, что это позволит более гибко реагировать на изменения конъюнктуры и привлекать повышенные объемы.
По словам Вышковского, новый подход себя оправдал.
“Вначале мы были готовы к опасениям участников рынка, что теперь Минфин может “пылесосить” рынок и бездумно забирать по любой цене, любой доходности весь заявленный спрос, просто потому что у нас большая программа заимствований. Конечно, мы этого делать не собираемся”, - сказал он.
“Принципиальная позиция - лишь пользоваться благоприятной конъюнктурой, привлекать больше, когда это не оказывает негативного влияния на рынок, а не просто забирать все, что можно забрать, премируя всех вокруг”.
Последние три недели Минфин занимал рекордные суммы при огромном спросе, доведя объем размещения бумаг за первый квартал до 513,8 миллиарда рублей, что на 14,2 процента превысило план.
Приятной неожиданностью, по словам главы департамента Минфина, стало то, что после отказа от объявления лимитов инвесторы начали выставлять заявки очень близко к справедливым ценам, тогда как раньше большая часть спроса на аукционах находилась на неприемлемых для эмитента уровнях.
Ведомство продолжит объявлять квартальные ориентиры и планирует увеличить план на второй квартал по сравнению с первым.
“Инвесторы могут задать закономерный вопрос, зачем Минфину вообще обозначать квартальный плановый ориентир, если его можно превысить... Но если сложилась благоприятная конъюнктура, было бы странно не воспользоваться ею. Важно, что сейчас перевыполняя план, мы делаем это не в ущерб рынку, он может быть спокоен”, - сказал Вышковский.
“На второй квартал, конечно, ориентир будет больше. Мы пытаемся максимально равномерно распределить объемы по году, хотя есть фактор сезонности, например, летний период, когда традиционно снижается активность и спрос на рынках”.
АЛЬТЕРНАТИВА ПРЕМИИ
В ближайшее время Минфин планирует запустить еще одну новацию, предоставив возможность инвесторам, которые подали заявки на очень близком к установленному ведомством уровню, приобрести бумагу по цене отсечения после завершения основной сессии аукциона.
“Например, когда в реестре заявки поданы очень плотно, мы где-то отсекли, но видим, что еще есть значительный объем заявок, отличающихся буквально на 1-2 базисных пункта от уровня доходности, по которому мы готовы удовлетворить. Таким инвесторам мы хотим предложить следующую опцию - в течение какого-то времени после завершения аукциона - по нашей задумке в течение получаса - купить нашу бумагу чуть дороже, потому что они практически по той же цене и готовы были купить”, - сказал Вышковский.
“Но такое предложение будет только для тех, кто был очень близок к нашей цене, а не для всех, кто участвовал и заранее заложил премию в 10 б.п., понимая, что если он сразу не угадает, ему потом еще раз предложат купить”, - уточнил он.
“Если говорить совсем образно, то выглядит это так: на аукционе по продаже помидоров цена сложилась 5 рублей, а вы подали свою заявку по цене 4 рубля 99 копеек. Вам говорят, что по 4,99 продавать помидоры не готовы, а готовы по 5 рублей, потому что большинство на аукционе согласны, что помидоры стоят сегодня 5 рублей. Хотите по 5 рублей? У вас есть еще такая возможность”.
Новацию Минфин рассматривает как попытку избежать соблазна премировать инвесторов ради привлечения больших объемов.
“Это альтернатива тому, чтобы нам еще добавлять премию - 1 или 2 базисных пункта. Опасность постоянного премирования в том, что инвесторы стараются заранее закладывать некую “обязательную” премию, считая, что до 3 базисных пунктов или до 5 базисных пунктов, как Минфин когда-то говорил, уж точно дадут. Не хотим стимулировать такой подход”.
Последние несколько недель благодаря позитивной ситуации на рынке, Минфину удавалось максимально приблизиться к справедливым рыночным уровням, говорит Вышковский.
Спрос на ОФЗ формируется с начала года за счет смягчения риторики ФРС, усилившего глобальный интерес к покупке рискованных активов развивающихся рынков, дорогой нефти, а также на фоне укрепления рубля и роста ожиданий снижения ставки ЦБР уже в текущем году.
Положительную роль также сыграла пауза в усилении санкционной риторики и отсутствие в новых законопроектах США запретов на владение уже купленным российским госдолгом.
НОРМАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вложения иностранных инвесторов в российские ценные бумаги начали сокращаться с уровня 34,5 процента в апреле 2018 года, когда США ввели санкции в отношении российских чиновников и компаний за “злонамеренные действия” властей РФ по всему миру, к началу января 2019 года достигнув 2,5-летнего минимума - 24,4 процента.
К 1 марта доля нерезидентов в объеме рынка ОФЗ, по данным ЦБР, вернулась к уровню начала октября прошлого года, увеличившись до 25,9 процента.
“Санкционные риски - это уже нормальная реальность. Рынок так или иначе уже свыкся с этим”, - считает Вышковский.
“Вы, как инвестор, можете покупать нашу бумагу, считая, что санкций не будет. А можете покупать, считая ровно наоборот, что санкции точно будут, но они будут на новый долг, и поэтому надо сейчас быстрее купить, пока это еще не запретили. Мне как эмитенту не столь принципиально, исходя из какого посыла вы покупаете мою бумагу”.
На рекордных аукционах 13 марта спрос со стороны нерезидентов превысил 50 процентов. В прошлую среду иностранцы обеспечили около трети, сказал глава департамента Минфина.
“Можно говорить о восстановлении того уровня присутствия нерезидентов, который был ранее”.
“Думаю, что дальнейшего роста доли нерезидентов какими-то значительными темпами не произойдет. Доля и так достаточно большая”, - сказал Вышковский, добавив, что в случае, если США введут ограничения в отношении российского госдолга, это окажет негативное влияние на рынок и доля иностранцев снизится.
ЦБР ждет притока вложений нерезидентов в ОФЗ на уровне $2 миллиардов в 2019 году.
По словам Вышковского, Минфин не может достоверно оценить масштаб участия нерезидентов.
“Определяем это эмпирическим путем, допуская, что российские дочки иностранных банков, скорее всего, покупают для своих иностранных клиентов. Это не научный способ. Ведь российской дочке Дойче Банка никто не запрещает покупать наши бумаги себе на баланс или для российского клиента”.
ИНСТРУМЕНТ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ
Минфин во втором квартале планирует предложить рынку новые двухлетние облигации с переменным купоном, чтобы восполнить дефицит коротких бумаг, сказал Вышковский.
В начале февраля ведомство представило игрокам обновленный формат ОФЗ-ПК, который изменяет порядок расчета купона и делает его более соответствующим текущей ситуации.
Действующий формат ОФЗ-ПК предполагает шестимесячное запаздывание периода начисления процентов относительно купонного периода.
“Как показала практика, это, конечно, существенно снижает интерес к такой бумаге, потому что уровень дохода по ней не адекватен текущей ситуации... И это очень сильно принижает саму логику “защитного” инструмента. Важно, чтобы доход выплачивался исходя из ситуации в текущем купонном периоде”, - сказал Вышковский, добавив, что купоны будут полугодовыми или квартальными.
По его словам, доля ОФЗ-ПК в структуре долга уже значительная, поэтому “массового и неограниченного предложения нового инструмента не будет”.
“Объем размещения таких бумаг будет лимитирован, поскольку для эмитента - это бумаги с повышенным риском, и в результате неблагоприятных изменений и роста ставок в экономике наличие в долговом портфеле значительной доли таких инструментов сопряжено с резким ростом расходов на обслуживание долга”.
“Поэтому доля таких бумаг в долговом портфеле не может не ограничиваться”.
Минфин выпустил ОФЗ-ПК, или так называемые флоатеры, в конце 2014 года на 1 триллион рублей для докапитализации российских банков в период кризиса.
обсуждение