При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Хотелось бы формирования реально конкурентных рынков.
В НОЯБРЕ 2021 г. мой любительский Индекс продуктовой инфляции Т-12 (цены 12-ти стандартных товаров в трех московских супермаркетах) достиг 26,1% - совершенно невиданных высот (красная кривая на графике 1). Показатель пробил все самые пессимистические инфляционные ожидания, фиксируемые в опросах Банка России (см. зеленые кривые на графике). Я бы даже не поверил, что так бывает, если сам бы не ощупывал каждый товар на прилавке и не фотографировал ценники. За год к ноябрю прошлого года цены выросли: +83,5% морковь (хотя ее цены очень разные в разных супермаркетах), + 50,5% самый дешевый батон белого хлеба в магазине, +46,3% самая дешевая курица, + 29,3% - упаковка селедки Матиас, + 25,6% конфеты «Мишка косолапый», + 20,3% сок апельсиновый, + 13,8% молоко «Простоквашино». Мой показатель очень локальный, не претендую на альтернативное видение официальных индикаторов, но это реальный показатель.
Заметил интересную реакцию на растущую инфляцию многих людей. Они говорят, «мы в домике», наша инфляция импортирована из других стран, да и внутренние производители столкнулись с такими-то объективными трудностями. А в целом у нас все хорошо, импортозамещение идет, все разрешится само собой.
Здесь бы я обратил внимание на пару рассуждений, вытекающих из двух других моих любительских индексов инфляции – «Овощная тарелка-12» и «Фруктовая тарелка-15», которые отражают динамику цен на 12 разных овощей и 15 фруктов в одном из крупных московских супермаркетов (см. график 2).
По поводу импортирования инфляции. Цены на ФРУКТЫ, входящие в показатель «Фруктовая тарелка-15» в ноябре 2021 г. снизились по сравнению с их уровнем в ноябре прошлого года на 11,9% (!), в том числе на грейпфруты «минус» 56,5%, хурму – 43,7%, Киви -28,6%, Апельсины – 19,5%, Лимоны – 18,2%, яблочную корзину – 15,3%, виноград белый – 15,3%. А ведь во фруктах доминируют импортные товары. То есть здесь импорт помогает снизить внутреннюю инфляцию.
И еще – интересная закономерность с овощными ценами в этом супермаркете. В ноябре 2021 г. стоимость овощной тарелки выросла по отношению к ноябрю прошлого года на 22,2% (в том числе - +155,7% капуста белокочанная, +56,3% кабачки, + 53,9% свекла, + 20,0% лук репчатый, + 14,3% картофель). Это много, но в октябре овощная инфляция по нашему показателю составляла целых 50%. То есть овощная инфляция в этом магазине резко замедлилась!
Что же произошло? Всего за месяц, несмотря на наступление зимы, цены (по состоянию на 2 декабря к 2 ноября текущего года) снизились – на баклажаны на 32,1%, на помидоры и огурцы в среднем на 30%, картофель белый на 24,8%, картофель красный на 32,0%, морковь на 22%, капусту цветную на 16,7% и белокочанную на 12,7%, перец красный - на 13,3%. На 99% это снижение обеспечили внутренние производители: баклажаны из Дагестана, помидоры из Московской обрасти, Мордовии и Саранска, огурцы из Московской области, капуста белокочанная из Тульской области, цветная из Ростова-на Дону… Впервые за 6 лет наблюдений я увидел в этом магазине зимой перец оранжевый из Краснодарского края или баклажаны из Дагестана. Согласитесь, странно, ведь что-то произошло, чтобы случился такой приток дешевых на треть продуктов от широкого спектра российских производителей.
Не знаю точного ответа, но мне бы хотелось думать, что это результат реакции торговой сети и ее поставщиков на обратную связь от общества, на резко отрицательную реакцию людей и СМИ на цены. Это заставило предпринимателей искать решение, и оказалось, что резервов снижения цен на овощи на треть за месяц вполне достаточно просто за счет расширения географии внутренних поставщиков. На мой взгляд (хотя могу и ошибаться) это позитивная история о ценностях обратных связей в экономике. В идеале, конечно, хотелось бы чтобы такие частные ситуации в итоге приводили бы формированию реально конкурентных рынков, где производители не перекладывают всех своих проблем на потребителей. Но в сегодняшних реалиях об этом можно только мечтать. Да и для тех, кто «в домике» это тоже может быть уроком. Чтобы проблемы хоть как-то решались, их надо обсуждать с учетом несовершенств сложившейся экономики. Если обсуждаешь и ищешь решения баклажаны и помидоры будут стоить на треть дешевле.
И последнее. Также по нашим наблюдениям в ноябре 2021 г. цены на яйца куриные выросли на 27,3% (невероятный рекорд), цены на бензин (по двум заправочным станциям) – на 9,3%.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/ae.abramov
обсуждение