Понедельник, 16.09.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 15.09.2024

Алексей Соловьев: Инвестиции в образование

Аа +
+1 -0

Подборка 100 лучших проектов в сфере образовательных технологий.

Вчера благодаря стараниям EdCrunch, Нурлана Киясова и Валерия Платонова, а также компании HolonIQ, российский рынок Edtech обогатился еще одной аналитикой, а именно подборкой 100 лучших проектов в этой сфере. Подборку формировали всем миром, и я тоже принял скромное участие в этом. Как мне кажется, организаторы исследования хорошо справились с задачей, и на этой картинке действительно присутствуют все значимые игроки российского EdTech рынка. Предлагаю оставить в стороне возможные размышления и дискуссии относительно корректности размещения некоторых логотипов в тех или иных подсегментах рынка, а я бы хотел сейчас сказать о следующем.

Во-первых, обращаю внимание на название этой картинки – “100 инновационных компаний в сфере образовательных технологий в России и странах СНГ”. Это означает, что по мнению экспертов, которые помогали составлять этот список, все компании относятся к рынку EdTech. Сюда входят и такие проекты как, например, корпоративный университет СКБ Контур. Получается, раз эксперты отнесли эти компании к рынку Edtech, значит они являются частью этого рынка несмотря на то, что у них на самом деле “под капотом”. В общем-то у подавляющего большинства этих компаний внутри действительно есть технологии, которые помогают улучшать пользовательский опыт, не только предоставляют образовательный контент, но и способ его трансфера, что, в свою очередь, еще раз подтверждает тезис – для того, чтобы отнести компанию к Edtech рынку, в первую очередь необходимо наличие собственных проприетарных технологий. Именно поэтому некоторые онлайн-школы, которые зарабатывают значимо больше, чем некоторые из представленных на этой картинке игроков, не попали этот список. Такие онлайн-школы являются частью рынка онлайн образования, но не относятся к рынку Edtech.

Во-вторых, по моим оценкам не менее 50% компаний, представленных здесь, являются “venture backed” – то есть развитие которых было поддержано венчурными инвесторами на разных стадиях, начиная от самой ранней стадии – запуска проекта, заканчивая поздними стадиями или даже приобретением долей в этих компаниях стратегическими инвесторами. Это означает, что по природе венчурных инвестиций как минимум половину компаний из такой категории ждет только одна судьба – судьба выхода. То есть компании, в которых присутствует венчурный капитал в той или иной форме, должны в какой-то момент своего жизненного цикла дойти до выхода и принести ожидаемую доходность своим инвесторам, которую можно измерить в десятках, а то и более сотни процентов годовых. И при этом раскладе среди игроков, которые приобретают или потенциально могут приобрести эти компании, пока ничего не изменилось – как был “Змей Горыныч” в лице Мейла, Сбербанка и Яндекса, так он и остался. При этом из этих трех голов более менее активно ест только одна – Мейл, а все остальные находятся пока в размышлениях относительно того, как они видят свое будущее на рынке образовательных технологий и при помощи каких инструментов они в это будущее хотят попасть и является ли “покупка компаний” одним из этих инструментов.

На что же могут рассчитывать венчурные инвесторы, которые вложились в эти проекты? К слову, лично я или те, чьим партнером я являюсь, приходятся инвесторами более дюжины компаний из этого списка.

На мой взгляд, первая ставка которую могут делать инвесторы – это то, что крупнейшие игроки помимо перечисленного “Змей Горыныча” могут дорасти в своем эволюционном развитии до размера, когда частью их стратегии станет стратегия слияний и поглощений. Рынок, судя по всему, как раз развивается в этом направлении. Через какое-то время такие компании как ГК Нетология, Skyeng и некоторые другие могут начать смотреть в сторону M&A и, начиная с ранних стадий, а потом может быть заходя и на более существенные истории и более зрелые компании приобретать доли, либо полностью выкупать инвесторов в образовательных компаниях и Edtech проектах, тем самым развивать свой продуктовый портфель и строить свою бизнес стратегию – в том числе на базе стратегии слияний и поглощений.

Второе, на что инвесторы делают ставку, и эта ставка даже более верная на мой взгляд, – некоторые из перечисленных здесь компаний могут стать IPO-able, то есть выйти на IPO и принести своим инвесторам доходность через этот инструмент.

Что для этого нужно сделать? По сути для этого нужно стать вторым Head Hunter’ом на своем рынке. Что такое HH? Это достаточно просто: нужно иметь в 4 и болеее миллиардов рублей, рост на 100% ежегодно, и сохранение нормы рентабельности на уровне 30-40% по чистой прибыли.

Возможно ли достижение таких показателей представленными на этой картинке игроками? Для некоторых абсолютно точно ответ “да”, и я уверен, что как минимум одна компания из моего портфеля станет первопроходцем на этом сложном, амбициозном, но при этом захватывающем пути. Я буду рад стать частью этого процесса.

Третье, на что хочется обратить внимание, это степень интернационализации российского рынка Edtech. Она сейчас находится на довольно низком уровне, так как лишь единицы из сотни представленных проектов имеют выходы на международный рынок. Можно по пальцам одной, ну хорошо, двух рук пересчитать компании, у которых на текущий момент действительно получается международная экспансия.

Что такое “действительно получается”? Это когда выручка от основной деятельности Edtech компаний за рубежом (исключая СНГ) составляет более 50% от всей выручки. И в этом смысле, как мне кажется, для многих игроков из этого списка заложен огромный потенциал на международные рынки сбыта и занятие там существенно весомых позиций. И речь здесь об экспорте российский Edtech технологий, как раз об этом будет дискуссия на конференции EdCrunch в ноябре. И интересно принять участие в этой дискуссии и понять, как повысить степень экспертно-ориентированности и присутствия российских Edtech технологий на международных рынках сбыта.

Я знаю, что сейчас запускается еще несколько проектов, которые пока не видно на этой карте. Эти проекты с первого дня являются международными, и я уверен, что их ждет очень интересный путь. Несмотря на то, что есть люди, которые сомневаются в их успешности, я искренне, по-человечески поддерживаю эти проекты, потому что хочется, чтобы за Державу было гордо.

Благодарю команду EdCrunch и Валерия за хорошую подборку и возможность посмотреть свежим взглядом на структуру того, что происходит на нашем интересном, динамично развивающемся и очень увлекательном рынке Edtech.

Алексей Соловьев: Инвестиции в образование

Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/solovyov.alexey

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
+1 -0
1468
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)