При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Реальность далека от пенсионных прогнозов.
Минфин считает, сколько экономии принесет бюджету повышение пенсионного возраста. Только вот расчеты эти основаны на слишком зыбком основании. На недавнем пресс-клубе, который мы проводили, проректор РАНХиГС Александр Сафонов это наглядно показал. А ему можно верить, он, проведя несколько лет на посту замминистра труда, хорошо знает ситуацию.
Начнем с того, что по причине не слишком хорошего развития медицины мы имеем не слишком хорошее качество трудовых ресурсов в целом. Семь из десяти работающих россиян получают серьезную патологию еще за 10 лет до пенсионного (нынешнего!) возраста. Самые распространенные причины - болезни сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата.
В РАНХиГС посчитали на основе официальных данных Росстата и ПФР среднюю продолжительность жизни без инвалидности в 2016 году. У мужчин – 61,17 года (и еще 5,32 года на инвалидности). У женщин – 70,07 и 6,98 года соответственно. Это именно средние цифры, потому что почти треть мужчин в России умирает, так и не дожив до пенсии. У женщин, правда, соотношение более оптимистичное: до 55 лет дотягивают 93,3%.
А теперь возвращаемся к качеству трудовых ресурсов и общей готовности экономики обеспечивать занятостью еще несколько миллионов работников пожилого возраста. Выкладки Минфина имели бы смысл, если бы все «несостоявшиеся пенсионеры» гарантированно были обеспечены работой, которая их устраивала бы. Однако реальность от этого далека.
По данным Росстата, сегмент крупных и средних предприятий с 2007 по 2016 г. постоянно снижает списочный состав работников. А ведь это основа формального рынка труда, который вносит в бюджет ПФР подавляющую часть страховых средств.
Даже в официальных центрах занятости, которые никогда не могли похвастаться вакансиями высокого качества, с 2014 по 2016 годы количество предложений трудоустройства заметно сократилось. А сами службы занятости, на которые изначально возлагались функции переобучения, повышения квалификации, помощи в создании собственного дела, давно превратились в бюро по выплате пособий по безработице.
Реальность будет такова. Экономика, об изменении основ которой никто не позаботился, не сможет «переварить» вынужденно работающих пожилых. И эфемерная экономия ПФР очень скоро исчезнет: уже с 2020 года объем расходов на новые пособия по безработице ее превысит.
Думать нужно в другом направлении. Создавать условия для инвестиций, для рабочих мест – но это совсем другая история.
обсуждение