При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О нюансах федеральной социологии.
Я уже как-то цитировал Хайека о том, что занимающиеся статистикой не изучают общества, поскольку общество есть совокупность структур, а не массовое явление. Тогда же я написал, что это утверждение справедливо лишь отчасти. Крупные покупательские и электоральные группы, «атомизированное» население больших городов можно рассматривать, как массовые явления. Но по большому счету Хайек все-таки прав.
Возьмем регион. В нем есть население, которое, предположим, протестует против мусора. Да, группа протестующих образует определенные структуры. Там есть лидеры, есть коммуникаторы и т.д. И все же с определенной долей приближения рядовых участников протестов можно считать массовым явлением, опрашивать их с помощью социологии, делать статистические замеры и т.д.
Но эта группа (протестующие) представляет собой лишь одну из сил в общем поле структурных взаимодействий. В регионах есть властные структуры – губернатор, заксобрание, муниципалитеты, бизнес-структуры разного уровня, отделения федеральных структур. Бандиты, наконец. Это основные структуры, список, вероятно, не полон. Каждая из них обладает силовым ресурсом или, точнее, ресурсом влияния (многие и силовым в буквальном смысле слова). Мусорные протесты (они взяты для примера) производят действие, подобное бильярдным шарам. Они бьют по всем перечисленным структурам и приводят их в движение (либо, по Ньютону, отклоняют их траектории). На этом этапе вмешивается еще одна структура – федеральная власть.
В 90-е годы были забастовки шахтеров. Те, кто знаком с этой историей, знают, что это не было спонтанным массовым явлением, поскольку втихушку они инициировались директорами шахт. Разумеется, эти инициативы ложились на благодатную почву, возникало явление резонанса.
Вот и сейчас. Давление на губернаторов со стороны федеральной власти растет. С другой стороны, внизу возникают стихийные протесты против мусора или чего-то еще. Что делать губернатору? Мое мнение, наиболее рациональная стратегия – обратиться к доверенным депутатам заксобрания и наиболее доверенным главам муниципалий, чтобы те, в свою очередь, обратились к неким доверенным лицам с целью дальнейшей раскачки обстановки. Аналогично можно обратиться и к наиболее доверенному бизнесу, чтобы те, действуя опять же узкий круг через доверенных лиц тоже помогли раскачать обстановку. Со всем этим багажом губернатор едет в Москву и убеждает федеральную власть помочь, поскольку, сами видите – народ сильно недоволен, а я свои возможности исчерпал (вы же сами мне эти возможности ограничили). Тут, конечно, возможны варианты: возможно, дадут денег, а возможно и посадят. Но если события выйдут из под контроля, посадят в любом случае. Я уже писал, что губернатор – должность расстрельная, и чем дальше – тем больше.
События такого рода в одном регионе задавить можно. А если сразу в нескольких? Тут надо задуматься.
Российская социология, используя методы массового опроса, исследует единственный доступный ее методике объект – массовое поведение населения. Регион, как структуру, она не исследует и не может исследовать – нет ни методик, ни квалифицированных людей. И нет прогнозов о том, что произойдет, если «бильярдные шры» начнут толкать друг друга. Гораздо лучше об этом осведомлена Администрация президента. Но тоже, думаю, не до конца.
Меня очень интересует вопрос: почему депутаты, скажем, Единой России, голосуют единогласно. Представители других партий тоже, а партийные разногласия носят бутафорский характер? В чем причина? Зарплата у них не так уж высока. К тому же любой из них может вылететь из обоймы на следующих выборах. За что они столь единогласно работают? За откаты, «левак»? Я не уверен, что ВСЕ депутаты имеют доступ к этому ресурсу. Возможно, даже меньшинство. Бизнес, основанный на административном ресурсе подставных лиц? Опять же не уверен, что все имеют такую возможность. В результате подковерной борьбы всегда можно вылететь из обоймы. Что тогда? В спокойное время лучше стерпеть. А если началась буза? Можно попытаться отыграться. Скажем, выступить с разоблачениями, чтобы на волне народного гнева, чтобы кого-то посадили.
Для меня при попытке понять будущие расклады поведение депутатов заксобраний – самый загадочный элемент. Что их держит, что заставляет дружно голосовать? Не знаю, я не специалист. Если у них спросить, они правду не скажут. Но можно найти отельных людей (пенсионеров, вылетевших из обоймы, людей, отсидевших срок, мало ли кого еще), которые могут рассказать. Но ФОМ, ВЦИОМ и даже Левада-центр (имеет статус «иностранного агента») вряд ли будут этим заниматься. Финансирование под такой проект получить трудно, даже если оно требуется небольшое. Вот и получается, что грядущие годы таятся во мгле.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/profile.php?id=100012830048721
обсуждение