При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Посмотрим современным взглядом на это старое кино…
Савонаролы – это теперь не устаревшие персонажи рассказа классиков советской литературы. Это наше новое сегодня.
Недавно историка «привлекли» – за то, что оценил Александра Невского как коллаборациониста». Покушение на «символ воинской славы»... В театре «Современник» вокруг спектакля скандал – что-то не так говорят, не так оценивают, не так думают… Этих уже записали в иноагенты, а этих – «надо бы»… Об этом нельзя говорить… Так нельзя думать… Такие эмоции нельзя испытывать… Оскорбление чувств верующих… Нарушение принципов общественной морали… И все это – так серьезно, с такой значимостью.
Забавно, что, как правило, современные Саванарылы, как назвали их Ильф и Петров, апеллируют к памяти о Советском Союзе – о великой державе, в которой, прямо по Чехову, все было прекрасно – и в экономике, и в обществе, в культуре. И думали все – как следовало. И шли – куда партия послала…
Интересно, чтобы было с советским обществом и советской культурой, если бы такая же оголтелость была бы уже тогда?
В чем нашли бы причины развала «процветающего» Советского Союза? В ком увидели бы «иноагентов»? Где разглядели бы «информационную войну» против России?
* * *
…Пересмотрел старый советский мультфильм «Паровозик из Ромашково».
Понял, почему разрушили СССР.
Таких «Паровозиков» еще в те годы надо было записывать в иноагенты. Что характерно – на передней части паровоза нет обязательного для того времени герба РСФСР или СССР.
Паровозик откровенно срывает производственный план. Совершенно очевидно, что задачи повышения производительности труда, поставленные партией и правительством, социалистическое соревнование работников транспорта для него – пустой звук.
Он демонстрирует приоритет личного удовольствия над общественными интересами, активно пропагандирует принципы гедонистского подхода к жизни и мелкобуржуазного индивидуализма.
Восход солнца для него ассоциируется не с «День гудком зовет Кировский завод», а с бездеятельной созерцательностью в духе Обломова. И все это паровоз объясняет вульгарным изложением основ созерцательной философии, развенчанной Карлом Марксом в специальном труде.
Паровозик склонен к не менее вульгарному детерминизму, игнорирующему классовое учение. Его существование подвержено чувственным флуктуациям, которые совершенно очевидно игнорируют ценность труда, ответственного отношения к делу и коллективизма.
С определенной точки зрения действия паровозика носят вредительско-диверсионный характер, поскольку он срывает работу советской транспортной системы.
В конечном счете, паровозик (неизвестного, кстати, производства) на глазах растлевает целый отряд пионеров. Если в начале мультфильма пионеров удивляет безответственность паровозика, то вскоре они присоединяются к его вакхическим игрищам на лоне дикой природы, позабыв об учебном процессе.
Мелкие детали мультфильма – дорогие часы на толстой цепочке у кондуктора, вызывающе короткие мини у девочек, доходящие до демонстрации нижнего белья в весьма неоднозначных позах, полное отсутствие советской символики, включая пионерские галстуки, также наводят на мысль о вполне определенной политической ангажированности данного мультфильма.
Особым цинизмом можно считать, что для пропаганды подобной философии используется образ паровоза, который «вперед летит».
У этого паровоза – явно не в коммуне остановка, а в мелкобуржуазном и неклассовом образе жизни...
И, кстати, в этом плане весьма показателен маршрут декадентствующего паровоза. Обратите внимание, где находится станция Ромашково, где дислоцируется этот антисоветский тип. Окрестности Рублево-Успенского шоссе, рядом с Барвихой, Жуковкой, Горками и другими населенными пунктами, ставшими символами праздной и роскошной жизни. Но создатели мультфильма и тут прибегли к уловкам. Из Ромашково нет возможности приехать на станцию с милым и идеологически нейтральным названием Березки. Из Ромашково только три железнодорожных пути – на кладбище, в Рабочий поселок и на станцию Раздоры. Думается, в этом скрыт огромный сакральный смысл: вам выбирать, к чему придти – на погост, к раздорам или в Рабочий поселок. И кажется, страна, оказавшаяся в поезде, влекомом подобным паровозиком, выбрала явно не третий, единственно верный путь…
* * *
Идем далее. Возьмем «Чебурашку и Крокодила Гену».
Абсолютное незнание своих корней, отсутствие чувство Родины, космополитизм – первые же штрихи характера главного героя. Он начинает свою подрывную деятельность в нашей стране с незаконной миграции; без паспорта, визы и собеседования в парткоме пересекая границу Советского Союза. Причем – явно в состоянии наркотического опьянения.
В мультфильме явно дается намек на контрабанду, которой потворствуют многие персонажи данного произведения. Есть также намек и на коррумпированность советской милиции, закрывающей глаза на откровенный акт вандализма в общественных местах, предпринятый подельником Чебурашки – неким Крокодилом.
Отдельной темой в мультфильме пропагандируется идея полного одиночества индивидуума в советском обществе. Не видя перспектив в советском коллективизме, герои мультфильма выбирают своей стезей незаконную деятельность, возводя самострой – «Домик друзей» – явно без наличия соответствующих разрешений. Причем обратите внимание – герои мультфильма возводят индивидуальное жилищное владение высотой более одного этажа, что в Советском Союзе было запрещено. К тому же они явно склонны к принципам декадентской псевдоавангардистской архитектуры в стиле Корбюзье, в то время как эти принципы были отвергнуты передовой советской архитектурой и социалистическим строительством. Не случайно у половины этих индивидуалистов – неприкрыто звериные лица.
Образ советских пионеров в мультфильме выведен нарочито карикатурно. Явно присутствует намек и на срыв планов последнего съезда КПСС по выполнению продовольственной программы и решению жилищного вопроса.
Отдельной темой звучит попытка лирического воспевания сексуальных меньшинств, несмотря на запрет гомосексуальных отношений, закрепленный в те годы в статье 121 Уголовного кодекса СССР (действовала с 1934 до 1993 года). Создается образ гонимых судьбой сексуальных меньшинств, не могущих найти твердую точку опоры в социалистической действительности – «Голубой вагон бежит, качается…».
Создателями данного опуса затронут и искажен и вопрос преемственности поколений. Герои мультфильма постоянно терроризируют советскую пенсионерку – пожилую женщину, явно находящуюся на заслуженном отдыхе. Несмотря на все ее попытки увещевать их и заставить свернуть с неверного пути личного прославления («Хорошими делами прославиться нельзя»), женщине не удается вернуть Крокодила и космополита в дружную семью советских народов.
В конце концов, герои мультфильма соблазняют ее на антиобщественное поведение – поездку на крыше вагона.
Мечты и чаяния героев мультфильма лежат явно не в сфере строительства коммунизма, а носят мелкобуржуазный характер – например, один из героев совершенно откровенно мечтает о возможности мелкооптовой торговли мороженым, вероятно, украденным на ближайшем хладокомбинате, поскольку речь идет о неоплачиваемых поставках данного продукта с использованием странных для транспортировки мороженого транспортных средств.
И подобные, с позволения сказать, идеалы, навязываются детской аудитории.
В конечном счете, герои заканчивают подозрительными действиями на советской железной дороге. Их коробка с тортом, неумело закамуфлированная другим багажом, явно содержит что-то иное, но только не тортик. Скорее всего, это попытка диверсии, которую срывают отдыхающие трудящиеся, принимая огонь на себя.
* * *
В общем, все не просто…
обсуждение