При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Предложения, который НАУФОР направил в ЦБ РФ, содержат изменения по четырем ключевым направлениям: инвесторы, инструменты, профучастники и эмитенты.
Коррекция правил ИИС-3 будет важна как для брокеров, так и для их клиентов. Пока что интерес со стороны розничных инвесторов к инструменту невелик, но растет. Даже частичная реализация предложений НАУФОР позволит повысить эффективность и привлекательность фондового рынка.
Эмитентам предлагается упростить выход на рынок капитала. Совмещение операторства с классическим лицензированным бизнесом профучастников предоставит эмитентам прямой доступ к клиентским балам брокеров без дополнительных затрат. Снижение ставки налога на прибыль и исключение затрат на IPO для эмитентов, выходящих на публичный рынок, послужит также дополнительным стимулом и частично компенсирует уровень ставки на размещение.
На мой взгляд, нужны дополнительные стимулы от государства для госкомпаний, а также компаний частного среднего бизнеса, чтобы они начали активнее выходить на IPO. Это может быть эффективным, если проводить, например, параллель с госпрограммой субсидирования ставок по займам.
Госкомпании должны для себя ясно понимать, какие преференции могут получить, став публичными. Потребности в привлечении инвестиций есть практически у всех, сейчас они закрываются через прямое банковское финансирование или госпрограммы. Видят ли госкомпании потенциал в розничных инвесторах – это большой вопрос, который звучит сегодня как «зачем?»
* * *
Для НПФ НАУФОР предлагает меры по более агрессивному инвестированию и размещению пенсионных денег с одновременной либерализацией в части фидуциарной ответственности. Это позволит привлечь дополнительные деньги, например, на рынок акций. С одной стороны, это явно шаг на встречу фондам и их клиентам с возможностью повышения потенциальной доходности результатов управления пенсионными деньгами. И дополнительный стимул для НПФ участвовать в первичных размещениях IPO в бОльших объемах. В теории при емкости рынка в 5,3 трлн рублей (https://cbr.ru/RSCI/) мы можем говорить о более 750 млрд рублей так называемых долгосрочных не спекулятивных инвестиций. С другой стороны, трансформация сокращает возможности кэптивных фондов финансировать групповые проекты, что являлось в последние годы активным стимулом для сделок M&A на пенсионном рынке. При том что сам формат IPO на сегодняшний день является одним из наиболее доступных средств привлечения инвестиций в сравнении с банковским кредитованием и высокими ставками по займам в форме облигаций.
* * *
Стоит выделить предложение НАУФОР по дополнительным мерам для повышения интереса граждан к программе долгосрочных сбережений (софинансирование пенсии от государства), дополнительному стимулированию юридических лиц к использованию инструментов фондового рынка в части среднесрочных и долгосрочных размещений. Большой пакет предложений касается неквалифицированных инвесторов и расширения возможностей инвестировать в более широкий круг инструментов, включая ЦФА.
Вместе с тем, нужно понимать, что все предложения НАУФОР будут работать только после смягчения денежно-кредитной политики, а это может произойти не раньше 3-го квартала 2025 года. До этого спрос будет сконцентрирован на банковских инструментах и фондах денежного рынка.
Налоговые послабления для инвесторов – важная часть предложенных мер, которая, вместе с тем, вряд ли будет принята в первую очередь. Однако при изменении геополитической ситуации или кризиса в экономике (в зависимости от того, что произойдет раньше) государство может вернуться и к налоговым стимулам.
обсуждение