При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Решение ЦБ понизить ставку на 50 б. п. стало большим сюрпризом для рынка, свидетельствующим о слабой коммуникации ЦБ с рынком.
Пятничное решение ЦБ понизить ставку с 8,25% до 7,75% на 50 б.п. стало полным сюрпризом для рынка, так 14 аналитиков из 15, согласно консенсус-прогнозу агентства Reuters, и все 33 участника консенсус-прогноза Bloomberg ожидали понижения ставки на 25 б. п. Практически единогласный консенсус-прогноз подтверждает наше мнение о том, что последний комментарий ЦБ от 27 октября был не совсем понятен рынку, и коммуникация монетарных властей с рынком становится все менее прозрачной.
Нас удивляет не только масштаб понижения ставки, но и сама аргументация ЦБ: Главной причиной, которая могла бы объяснить такое существенное понижение ставки, по нашему мнению, могло быть недавнее заметное улучшение инфляционных ожиданий, на что указала глава ЦБ Эльвира Набиуллина 22 ноября во время своего выступления в Госдуме: инфляционные ожидания снизились с 9,9% в октябре до 8,7% в ноябре, указывая на существенное укрепление доверия экономических агентов к политике ЦБ. Таким образом, мы крайне удивлены тем, что ЦБ не сообщил об этом как о главном аргументе в пользу превышающего ожидания понижения ставки. Вместо этого он обратил внимание на продление соглашения стран ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, как на главную причину ослабления инфляционного давления на внутреннем рынке. Складывается впечатление, что ЦБ вынуждает рынок сосредоточиться больше на трансмиссионном эффекте и, следовательно, на роле обменного курса, то есть на том факторе, упоминание которого ЦБ пытался избегать в предыдущих пресс-релизах.
Последний комментарий звучит так, как будто ЦБ все больше обеспокоен низкой инфляцией: Судя по всему, в сегодняшнем релизе изменилась и риторика в отношении текущего инфляционного тренда. Если в предыдущих комментариях ЦБ, хотя и упоминалось о замедлении инфляции, но акцент всегда был на среднесрочных инфляционных рисках. Однако в сегодняшнем релизе ЦБ явно указывает на то, что «принятое решение по ключевой ставке и потенциал ее последующего снижения будут способствовать дальнейшему смягчению денежно-кредитных условий, создавая предпосылки для приближения инфляции к 4%”. Мы воспринимаем это как сигнал к тому, что монетарные власти все сильнее обеспокоены масштабом дезинфляционного тренда, тогда как в предыдущих комментариях указывали на то, что текущее замедление инфляции – это предсказуемый тренд. В сочетании с упомянутым выше недопониманием между рынком и ЦБ, опасения по поводу дальнейшего направления инфляционного тренда, выраженные в релизе, вызывают вопросы и с точки зрения предсказуемости дальнейших действий регулятора.
Ставка 7,75% все еще укладывается в наше среднесрочное понимание политики ЦБ. Хотя понижение ставки на 50 б.п. оказалось сюрпризом, оно не противоречит нашему среднесрочному пониманию политики ЦБ. Мы все еще придерживаемся нашего ориентира по ставке 7,5% - дна в текущем цикле понижения ставки. Тем не менее, мы считаем, что этот уровень будет достигнут скорее в конце 1К18, на заседании ЦБ 23 марта. Что касается предстоящего заседания ЦБ 9 февраля, мы очень сомневаемся в том, что понижение ставки будет базовым сценарием. Во-первых, из-за того, что в сегодняшнем пресс- релизе ЦБ указал на то, что он допускает возможность «некоторого снижения ключевой ставки» в 1П18, что выглядит довольно осторожным прогнозом. Во-вторых, в конце января-начале февраля Россия может столкнуться с новой волной санкций, которая в наиболее пессимистическом сценарии, может оказать существенный негативный эффект на курс и стоимость фондирования в России. Таким образом, мы ожидаем, что ЦБ возьмет паузу на заседании 9 февраля.
обсуждение