При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Многим губернаторам, назначенным и избранным в последние полтора года, достались регионы с низкой инвестиционной привлекательностью. Для исправления ситуации новым управленцам придется полностью пересмотреть подход к привлечению инвесторов.
Хронические аутсайдеры
Качество инвестиционного климата в регионах России сильно варьируется. Эти различия отражаются в ежегодно обновляемых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов. В России таких рейтингов сразу три: рейтинги инвестиционной привлекательности регионов «Национального рейтингового агентства» (НРА) и «Эксперт РА», а также рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ «Агентства стратегических инициатив» (АСИ).
В основе трех упомянутых рейтингов – совершенно разные методики и разные наборы показателей. Несмотря на это, списки аутсайдеров трех рейтингов удивительно похожи. В числе регионов, чья инвестиционная привлекательность оценивается невысоко, во всех рейтингах из года в год оказываются республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия, а также некоторые другие «проблемные» регионы из разных частей страны.
Например, в свежем рейтинге инвестиционной привлекательности НРА к группе регионов с самой низкой инвестиционной привлекательностью (имеющей буквенное обозначение IC9) отнесены сразу 12 регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ивановская и Курганская области. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2018 года, на долю этой дюжины регионов приходится около 2,5% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал – столько же инвестиций зафиксировано в Ленинградской области, являющейся одним из лидеров рейтинга.
Кадровый вопрос
Системные проблемы с региональной экономикой и инвестициями учитываются федеральным центром при принятии кадровых решений. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав.
Логично предположить, что привлечение инвесторов станет одной из ключевых задач для новых руководителей этих регионов. Решить эту задачу будет сложно. Низкая инвестиционная привлекательность этих регионов связана не с плохими управленческими способностями предыдущих губернаторов или их негативным имиджем. Инвестиции не приходят в эти регионы в силу хронических институциональных, инфраструктурных и социальных проблем. У этих проблем глубокие исторические корни, и справиться с ними за один политический цикл не представляется возможным.
Едва ли поможет исправить ситуацию и внедрение «Регионального инвестиционного стандарта», представляющего собой попытку повсеместно внедрить опыт привлечения инвестиций успешных регионов. Но в условиях сильной конкуренции за инвесторов опытные регионы будут выигрывать за счет преимуществ, выходящих за рамки «стандартного минимума».
Универсальных решений для привлечения инвесторов не существует. Каждому из новых региональных руководителей придется задействовать по максимуму задействовать преимущества своего региона и пытаться что-то сделать с недостатками.
Бороться и искать
Больше всего стартовых возможностей для привлечения инвесторов – у новых глав Ивановской области и Марий Эл. Эти два региона удачно расположены в европейской части России, вблизи крупных мегаполисов и основных транспортных потоков. Однако географическое положение этих регионов не только является их ключевым преимуществом, но и создает риски. Связаны эти риски прежде всего с тем, что регионам приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с очень сильными соседями (Ивановской области – с Московской и Ярославской областями, а Марий Эл – с Татарстаном).
Выиграть в этой борьбе можно только за счет готовности глав регионов находить и удерживать потенциальных инвесторов. Личные гарантии и «ручной режим» сопровождения инвестиционных проектов – не лучшее решение в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе такой подход оказывается единственным способом компенсировать слабость институтов и отсутствие отлаженной системы поддержки инвесторов.
Новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, по всей видимости, понимает важность борьбы за инвесторов. На инвестиционном портале региона регулярно появляются новости о встрече регионального руководства с потенциальными зарубежными и российскими инвесторами. Эти встречи не всегда дают конкретный результат, однако кейсы позитивных результатов активности ивановского руководства уже есть. Например, руководству Ивановской области удалось приземлить в регионе проект животноводческого комплекса компании «Дымов». Ранее этот проект планировался к реализации в соседней Владимирской области, однако там забуксовал из-за конфликтов с местными жителями и неспособности руководства региона решить эти конфликты.
В Марий Эл ситуация развивается иначе: новое руководство региона пока за инвесторов не борется, зато глава республики Александр Евстифеев предлагает искать инвесторов руководителям предприятий, расположенных на территории региона. Такой подход не может быть решением проблем: инвесторам интереснее площадки в индустриальных парках и особых экономических зонах (таких в Марий Эл нет), а не старые предприятия с изношенными основными фондами.
Начать с малого
Главный фактор, мешающий привлечению инвестиций в Дагестан и Кабардино-Балкарию – это устойчивый имидж небезопасных регионов. Обе республики по-прежнему входят в тройку лидеров по количеству зарегистрированных преступлений террористической направленности, а в лентах новостей практически ежемесячно появляются сообщения о ликвидации боевиков и иных криминальных активностях.
В условиях, когда не приходится ждать прихода крупных внешних инвесторов, помочь может мобилизация внутренних ресурсов регионов. Власти северокавказских регионов могут сделать ставку на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Прямой эффект от этих мер может показаться незначительным: вряд ли даже сотня малых предприятий сравнится по объемам инвестиций с одним инвестиционным проектом крупного бизнеса. Однако не следует забывать о косвенном эффекте: международные исследования показывают, что развитие малого и среднего бизнеса оказывает положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций. Серьезные иностранные инвесторы воспринимают развитие малого предпринимательства в качестве индикатора «здоровья» экономики региона и учитывают этот фактор при принятии инвестиционных решений.
Стать ближе к Азии
Ситуация в Курганской области и Забайкальском крае кажется самой неоднозначной: с одной стороны, у этих регионов нет проблем с репутацией, с другой стороны – нет и очевидных преимуществ. Впрочем, одно преимущество все-такие есть: оба региона расположены в приграничной зоне, при этом близость Забайкальского края к Китаю создает объективно больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, чем близость Курганской области к Казахстану.
Для привлечения азиатских инвесторов регионам придется встраиваться в трансграничные экономические потоки, для чего необходимо активно развивать инфраструктуру и вступать в диалог с инвесторами. Регионам придется ярко заявить о себе: по всей видимости, необычное название инвестиционного портала Курганской области – как раз шаг в правильном направлении.
обсуждение