При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Одно из основных положений закона, применительно к защите интересов клиентов – это необходимость инвестиционного консультанта обосновать предлагаемое им решение. То есть нельзя просто порекомендовать использовать «продукт Х», требуется предоставить письменное заключение, с указанием причин именно этой рекомендации.
«Индивидуальная инвестиционная рекомендация должна включать в себя описание ценной бумаги и планируемой с ней сделки и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, в отношении которых дается такая рекомендация, описание рисков, связанных с соответствующими ценной бумагой или производным финансовым инструментом, сделкой с ценной бумагой и (или) заключением договора, являющегося производным финансовым инструментом, а также указание на наличие конфликта интересов у инвестиционного советника, имеющего место при оказании услуг, либо на его отсутствие», – гласит пункт закона. Как рассказывают сами советники, на выходе клиент получит одну-две страницы с конкретными рекомендациями по инвестированию и целую брошюру, объясняющую выбор консультанта.
Для выполнения этой нормы, инвестсоветники должны будут изучать риск-профиль клиента (в законе он назван «инвестиционным профилем»), исходя из предоставленных им данных. В законе прямо указано: «под инвестиционным профилем понимается информация о доходности от операций с финансовыми инструментами, на которую рассчитывает клиент, о периоде времени, за который определяется такая доходность, а также о допустимом для клиента риске убытков от таких операций, если клиент не является квалифицированным инвестором».
При этом инвестиционный советник не обязан проверять достоверность представленной информации, а в случае, если клиент является квалифицированным инвестором, вправе не запрашивать информацию о допустимом для клиента риске. Более того, в случае отказа клиента представить данную информацию, инвестиционный советник не вправе предоставлять индивидуальную инвестиционную рекомендацию.
Этот пункт появился в законе не случайно и имеет прямое отношение к другому, важному для клиента положению – об ответственности инвестсоветника за предоставленную им рекомендацию или оказанную консультацию. Конкретизируется эта ответственность в договоре на инвестиционное консультирование, который подписывает клиент. Кстати, именно поэтому необходимо внимательно изучить договор, в том числе, в той его части, которая регламентирует компенсацию убытков клиентов, который точно следовал рекомендациям советника. В остальном же в профильном законе расплывчато сказано, что этот момент «регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации», что на практике означает – обращайтесь в суд.
Кстати, возвращаясь к необходимости предоставления клиентом инвестконсультанту полной информации о своём «инвестиционном профиле». Здесь – как в случае с врачом или адвокатом – лучше ничего не скрывать. Помните, что советник не обязан проверять достоверность указанной информации? Это важно учитывать, поскольку в законе прямо указано, что «инвестиционный советник не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие индивидуальной инвестиционной рекомендации, основанной на представленной клиентом недостоверной информации». Можно предположить, что это положение закона инвестсоветники будут активно использовать в финансовых спорах с клиентом. Что же касается квалифицированных инвесторов, обращающихся за консультациями к советникам, то здесь они действуют на свой страх и риск. Предполагается, что они в состоянии грамотно оценить предлагаемые инвестиционные инструменты. Хотя, сегодня есть несколько простых способов получить эту самую квалификацию, не будучи профессиональным инвестором. Впрочем, это уже другой вопрос.
Несмотря на то, что закон вызвал много споров в профессиональном сообществе, с позиций потребителя финансовых услуг он, действительно, усиливает защиту клиентов. Во-первых, инвестиционные советники будут включены в реестр ЦБ и должны будут вступить в саморегулируемую организацию (сейчас таковыми могут стать НАУФОР, НФА и «Национальная лига независимых инвестиционных советников»). Эта информация легко проверяется, следовательно, у клиента появляется возможность сразу отсечь нелегальных советников. Во-вторых, финсоветники обязаны будут следовать стандартам деятельности, которые будут разработаны СРО и регулятором. В том числе, внимательно проверять риск-профиль клиента, а, следовательно, предлагать более персонализированные решения. В-третьих, для советников, зависящих от какого-либо финансового института, усложняется возможность продвигать именно его продукты. Наконец, профессиональные советники будут отвечать за свои рекомендации, и нести ответственность за возникшие у клиентов убытки. Конечно, если те действовали строго в рамках этих консультаций.
обсуждение