Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Плюсы и минусы «легализации»

В нынешнем году вступает в силу система регулирования рынка форекс. Закон уже принят, однако как он будет действовать и влиять на рынок, пока не слишком понятно. Но ясно, что предстоит переходный период. В связи с этим редакция БДМ и Комитет по этике и связям с общественностью ЦРФИН попросили участников рынка оценить ситуацию и высказать свои предположения о том, как будет развиваться форекс в «цивилизованных» условиях.

  1. Как вы оцениваете принятый закон о регулировании рынка форекс? Плюсы и минусы закона? Возможные сценарии развития форекс-индустрии в России?
  2. Насколько, на ваш взгляд, регулирование рынка форекс позволит очистить рынок от «серых» и «чёрных» игроков и обеспечить прозрачность рынка? Можно ли ожидать, что число клиентов форекс-дилеров может пополниться более серьезными трейдерами, и что негативный фон форекс-рынка в России будет меняться в лучшую сторону?
  3. Как повлияет регулирование рынка форекс на работу и число его игроков? Сколько компаний, по вашему мнению, смогут работать на рынке?
  4. Ваша оценка готовности участников форекс-индустрии в России работать в новом, регулируемом пространстве? Какова готовность: юридическая, кадров и менеджмента, маркетинга, ИТ-решений и т.п.?
  5. Видите ли вы перспективы сотрудничества форекс-дилеров и банков России по таким направлениям как ведение номинальных счетов клиентов, хеджирование позиций, совместные партнёрские программы по привлечению и работе с клиентами?
  6. Может ли, по-вашему, наступивший год стать началом цивилизованного, эффективного и успешного форекс-рынка в России?

 

И возможности, и проблемы

Дмитрий ДРИГАЙЛО
Вице-президент ГК TeleTrade

1. Закон нужный. Мы сами более пяти лет назад были одними из инициаторов разработки закона, который бы обозначил рамки регулирования в России. Самое важное, что принесёт регулирование — то, что наши клиенты в России станут работать с компанией — российским юридическим лицом, обладающим лицензией Банка России. Это даст клиентам и компаниям возможность решать споры в российских судах, мы станем налоговым агентом в России. Реализация закона сделает рынок более прозрачным, и, как следствие, более понятным для розничных клиентов.

С другой стороны, вступление в силу закона налагает на форекс-дилеров некоторые обязательства, выполнение которых связано с ростом издержек. Так же, как и в случае с любыми другими рынками, рост расходов влечет за собой рост цен для конечных потребителей. Мы полагаем, что форекс-дилеры приложат все усилия к тому, чтобы удержать цены на прежнем уровне, однако не исключаем, что в отдельных случаях условия могут быть несколько хуже предлагаемых на международном рынке.

Да, финальный текст закона вышел не совсем таким, как нам бы хотелось. Ограничение максимального кредитного плеча соотношением 1 к 50, введение исключительной деятельности, выставляющей за границу регулирования торговлю другими финансовыми инструментами (CFD на акции, на металлы, на фьючерсы), сумма в 100 миллионов рублей как минимально необходимый размер собственных средств для каждой компании-профучастника, да и ряд других ограничений — всё это делает российскую юрисдикцию менее конкурентоспособной по сравнению с другими.

2. До принятия этого закона российские клиенты торговали на рынке форекс, работая с иностранными компаниями. Поэтому отсутствовал механизм судебной защиты клиентов, что приводило к некоторому количеству проблем: ведь государство не имело возможности оперативно вмешиваться в конфликты с целью защитить интересы инвесторов. Всё это способствовало формированию негативного отношения к рынку в целом.

Поэтому вступление закона в силу должно привести к улучшению имиджа этой услуги на территории нашей страны. И, надеемся, поставит заслон на пути мошенников, которые обманывают людей, прикрываясь личиной форекс-компании, и действия которых формируют негативное отношение к индустрии в целом.

По поводу того, приведёт ли это к активизации рынка — мы надеемся, что да. Закон позволит увеличить количество потребителей рынка форекс за счёт взвешенных инвесторов, которые до сих пор не рассматривали наш рынок как подходящий для инвестиций.

3. Я думаю, количество компаний уменьшится в несколько раз. Требования, которые предъявляет регулятор к участникам рынка, смогут выполнить не все компании. Полагаем, что из нескольких десятков компаний, присутствующих на рынке в настоящий момент, на рынке останется чуть более десяти. Крупнейшие компании, которые имеют опыт работы в регулируемых юрисдикциях и лицензии иностранных регуляторов, являются более устойчивыми. Поэтому уже сейчас клиентам рынка форекс необходимо оценить преимущества, которые дают крупные компании, и прежде всего — надёжность. Компания «ТелеТрейд Групп», входящая в группу компаний TeleТrade и зарегистрированная на территории России, стала одной из пяти компаний, которые подали в Банк России пакет документов на получение лицензии форекс-дилера — профучастника российского рынка ценных бумаг.

4. Готовность индустрии в целом — ниже среднего. По-моему, на сегодняшний день инфраструктура рынка не совсем готова к полноценной работе. Сроки были очень сжатые.

Мы все процедуры выполнили. А их немало: это и требования к составу учредителей, к штату сотрудников и их квалификации, и к размеру собственных средств, и к постановке процедур внутреннего учёта и контроля, к программному обеспечению и центру обработки данных, к открытию счетов номинального держания в российском банке. К тому же необходимо вступить в саморегулируемую организацию форекс-дилеров, аккредитованную при Банке России. Мы является членами ЦПРФИН, однако он пока не имеет аккредитации. Других СРО на форекс-рынке нет. А ЦРФИН может подать документы на аккредитацию только после вступления в силу закона 223-ФЗ, то есть после 11 января, но только при условии, что минимум 26 % компаний рынка, являющихся членами указанной СРО, уже будут к этому моменту иметь лицензию профучастника. И это означает, что деятельность форекса в российской юрисдикции не сможет начаться с 1 января. Глобальной проблемы в этом нет, но эта несогласованность не способствует полноценной работе рынка форекс.

5. По ведению номинальных счетов — конечно, да, это условие работы на рынке форекс. По хеджированию позиций — это возможно, но пока в этой части мы работаем с иностранными банками. Сами банки, которые осуществляют маржинальную торговлю с плечом, «перекрываются» через самих себя, что естественно.

По поводу совместных партнёрских программ — в целом мысль интересная, но, во-первых, это работа маркетологов и продуктовых офисов банков и форекс-дилеров, а во-вторых, это зависит от того, какие услуги предоставляет сам банк.

 

Рынок под присмотром

Ярослав ДЮСУШЕ
Руководитель Управления дистанционного клиентского обслуживания АО «ФИНАМ»

1. Мы выступаем за законодательное и нормативное регулирование рынка, поэтому позитивно оцениваем данное нововведение. Главный положительный момент — это само принятие закона, он повысит уровень доверия населения к рынку Форекс, очистит рынок от ненадёжных компаний. К так называемым минусам можно отнести процесс подготовки к новым требованиям и сбора необходимой документации. Эти задачи занимают достаточно много времени, и многие компании не успевали подать заявки и получить лицензию в срок.

Рынок никуда не денется и будет активно развиваться, но уже под присмотром российского регулятора. Для достижения этих задач и затевалось реформирование рынка.

2. Закон однозначно приведет к выдавливанию сомнительных компаний с рынка Форекс. Одно дело — зарегистрировать дилера в законодательном поле другой страны, в офшорной зоне, совсем другое — соответствовать новым требованиям российского законодательства. В то же время надо понимать, что мелкие «кухни» вычистить будет довольно сложно, и часть рынка они за собой удержат, то исчезая, то появляясь. Это можно сравнить с ситуацией по «пирамидам» — несмотря на законодательные ограничения и борьбу с данным видом мошенничества они то и дело возникают тут и там.

Да, мы ожидаем прихода на этот рынок крупных инвесторов. Этому будет способствовать большая надёжность операций и улучшение информационного поля вокруг рынка Форекс — некомпетентные личности уже не смогут огульно называть игроков рынка «жуликами» и формировать тем самым недоверие к Форекс.

3. После выдачи лицензий на рынке останутся только самые крупные компании (лидеры рынка), покинут же отрасль две трети компаний. Таким образом, закон приведет к укрупнению рынка.

4. Мы не можем сказать за всю отрасль, но компания «ФИНАМ ФОРЕКС» первой в России получила лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера. Мы полностью готовы к новым требованиям и начали оказывать услуги на рынке Форекс в рамках российского законодательства уже с января.

5. Крупные игроки входят в крупные финансовые структуры и холдинги, которые вполне способны предоставлять комплексные финансовые услуги.

6. Несомненно. 2016 год откроет новую страницу развития рынка Форекс в России, который станет цивилизованным, регулируемым и понятным для массового инвестора.

 

Закон требует доработки

Илья ВОЛКОВ
Управляющий директор ООО «Форекс Клуб»

1. Принятие закона о регулировании рынка форекс в России, безусловно — начальный шаг в правильном направлении. Вступление его в силу позволит сделать рынок более прозрачным, лучше защитить интересы клиентов форекс-компаний, снизить количество недобросовестных участников рынка и т.п.

Однако стоит признать, что в закон ещё требует доработки. В нём не учтен ряд моментов, которые необходимы для работы форекс-компаний. В законе, в частности, не прописаны многие торговые инструменты, которые традиционно предлагают форекс-компании. Кроме того, закон не предусматривает возможности хеджирования позиций, что является важным моментом системы управления рисками форекс-компаний.

Дальнейший сценарий развития индустрии будет зависеть от того, как дальше будет развиваться регулирование рынка. Если в законодательство будут внесены правки, которые расширят перечень инструментов, разрешат форекс-компаниям хеджировать свои позиции и т.п., то рынок будет развиваться. В качестве примера можно привести законодательство о рынке форекс Республики Беларусь, которое является гораздо более проработанным по сравнению с российским. Белорусское законодательство вступит в силу в марте 2016 года и можно ожидать, что приведет к росту сегмента форекс-рынка в этой стране.

Если, наоборот, регулятор пойдет по пути ужесточения законодательства, например, сделает необходимым получение статуса квалифицированных инвесторов для клиентов форекс-компаний, или оставит все без изменений, то российский сегмент рынка будет стагнировать. Это может привести к тому, что участники рынка будут уходить в нерегулируемые зоны и искать возможности для работы «в серую». Частные трейдеры от этого не пострадают, никто не ограничивает права и свободы граждан по работе с иностранными компаниями. Однако для российской юрисдикции такое развитие событий — далеко не самый лучший вариант. В первую очередь потому, что страна лишается целого сегмента финансовой индустрии, которая могла бы официально платить налоги, предоставлять официальные рабочие места и т.п. Во-вторых, если российская юрисдикция будет непривлекательной для частных трейдеров, можно смело забыть о планах по построению в России Международного финансового центра и привлечении в нашу страну зарубежных компаний и трейдеров.

2. Вступление закона в силу позволит сделать рынок более прозрачным, лучше защитить интересы трейдеров, снизит количество недобросовестных участников рынка. Поскольку за форекс-дилерами установлен строгий надзор регулятора, форекс-компании, получившие соответствующие лицензии, станут наиболее надёжными. Средства, которые трейдеры будут перечислять в российские форекс-компании, станут храниться на открытых на имя трейдера специальных счетах в наиболее надёжных российских банках. Форекс-дилер не будет иметь доступа к этим счетам. Кроме того, компаниям, получившим лицензию, будет необходимо на ежемесячной основе предоставлять ЦБ отчёты о своей деятельности, что исключает возможность недобросовестной деятельности. Помимо этого, работа с лицензируемыми компаниями упрощает процедуру уплаты налогов для клиентов, поскольку российские компании станут налоговыми агентами. Это в свою очередь будет привлекать на рынок новых, в том числе и более крупных клиентов, что в конечном итоге будет способствовать улучшению имиджа отрасли.

В то же время необходимо заметить, что все вышеперечисленные плюсы возможны только после запуска всего механизма регулирования.

3. В настоящее время на рынке работает более сотни компаний. По нашим оценкам, после введения регулирования количество участников рынка сократится примерно до 30 компаний. С одной стороны, это приведет к тому, что рынок избавится от тех, кто применяет в своей работе недобросовестные методы. С другой, введение регулирования может привести к тому, что некоторые форекс-компании предпочтут уйти из России в иностранные юрисдикции и таким образом продолжить работу с российскими клиентами. Такие прецеденты уже есть.

Однако несмотря на то, что вступление в силу закона открывает перед трейдерами возможность работы с российскими компаниями, многие из них могут повременить с открытием счетов в российских компаниях, как минимум потому, что принятая модель не позволяет на равных конкурировать с предложениями зарубежных компаний по набору инструментов и ряду значимых торговых условий.

4. Несмотря на то, что многое ещё предстоит создать самому рынку, «Форекс Клуб» готов к старту работы в российской юрисдикции. Полагаем, что аналогичная ситуация и с рядом других уважаемых компаний.

5. Согласно закону 460-ФЗ вести деятельность форекс-дилера невозможно без открытия номинального счёта в российском банке. Поэтому, безусловно, по данному вопросу мы видим перспективные направления для сотрудничества, и уже имеем подписанные соглашения с рядом партнеров.

Вопрос хеджирования в настоящее время никак не закреплён в законодательстве. Надеемся, в ближайшее время этот пробел будет исправлен. Когда это произойдёт, можно будет рассматривать различные предложения, в том числе и от банков.

Если российские банки смогут предложить конкурентоспособные решения по привлечению клиентов и работе с ними на выгодных условиях, участники рынка с удовольствием рассмотрят подобные предложения.

6. Рынок форекс в России уже достаточно давно является цивилизованным, эффективным и достаточно успешным. Тем не менее, на рынке существуют недобросовестные участники, которые под вывеской форекс-рынка фактически занимаются мошенничеством. К таким, в частности, относятся и многочисленные компании, которые, не являясь банками и другими финансовыми организациями, привлекают средства граждан за счёт предложения им большой, зачастую гарантированной доходности. С введением регулирования на рынке начинается новый этап развития, который будет характеризоваться повышением прозрачности рынка и снижением числа подобных компаний. Кроме того, по мере гармонизации законодательства и внедрения в него норм, которые заполнят существующие в законодательстве пробелы, рынок будет постепенно развиваться.

Произойдет ли это в 2016 году — покажет время. Мы со своей стороны приложим все необходимые усилия.

 

На пути к прозрачности

Владислав КОВАЛЬЧУК
Член совета директоров компании Альпари

1. Создание единого, устойчивого и эффективного механизма регулирования отрасли — одна из приоритетных задач участников международного валютного рынка. С момента своего основания мы последовательно выступали за повышение прозрачности рынка и активно участвовали в работе органов исполнительной и законодательной власти по подготовке соответствующего законодательства. Выработка новых стандартов корпоративного управления в отрасли и принципов открытости предоставления отчётной информации приведёт к повышению степени правовой защищённости частного инвестора и самих компаний. Вступление в силу федерального закона, регулирующего российский сегмент рынка Форекс, безусловно, будет способствовать стимулированию развития финансовой отрасли России в целом, а также повышению уровня финансовой грамотности населения в частности.

Введение бизнеса в правовом поле позволит существенно расширить клиентскую базу за счёт повышения доверия к рынку Форекс и ухода с него недобросовестных участников. В итоге Форекс в России будет последовательно приближаться к общепризнанным мировым стандартам прозрачности и открытости. Однако все это станет возможным при слаженной работе рынка и властей. Рынок может многое отрегулировать сам, но и власти должны способствовать популяризации деятельности добросовестных компаний, направленной на указанные выше цели.

2-3. Раньше кто угодно мог прийти на рынок Форекс и, используя огромные рекламные бюджеты и агрессивную маркетинговую стратегию, мог утверждать, что является лидером рынка. Через какое-то время подобные компании, неоднократно поменяв руководство или прикрываясь подставными лицами, фактически прекращали выплату денежных средств клиентам, после чего объявляли о своей неплатёжеспособности. Признаки подобной недобросовестности наблюдались у отдельных компаний, причем у достаточно крупных. Сейчас мы видим реинкарнацию этих компаний под другими брэндами по модели печально известных финансовых пирамид.

Появление подобных компаний после вступления в силу закона о регулировании рынка будет существенно затруднено. Только лицензированные компании смогут предлагать соответствующие услуги неограниченному кругу лиц, то есть осуществлять рекламу.

Закон, по сути, предусматривает двухступенчатую модель функционирования рынка, предполагающую, во-первых, небольшое количество крупных форекс-дилеров, требования к которым очень высоки (на уровне требований к банкам). Во-вторых, предусмотрены посредники между этими крупными дилерами и физическими лицами — лицензированные Банком России брокеры и управляющие.

Таким образом будет обеспечено распределение рисков между компаниями, способными ими управлять, и теми, кто может выполнять лишь посредническую функцию. Кроме того, лицензирование всех участников рынка, несомненно, создаст условия для максимальной прозрачности деятельности всех компаний. В частности, ситуация, когда любой посетитель сайта компании сможет узнать состав её руководства (как это имеет место уже сейчас в Альпари), перейдёт из разряда исключений в правило. Устойчивость и прозрачность компаний, невозможность появления на рынке случайных игроков повысит доверие к финансовому рынку в целом и к рынку Форекс — в частности.

5. Сотрудничество с банками по закону неизбежно — прежде всего, по номинальным счетам. Однако в части хеджирования ситуация пока не простая. Закон содержит прямой запрет форекс-дилерам заключать финансовые сделки с юридическими лицами. Без права заключать такие сделки хеджирование невозможно, и, следовательно, невозможно управлять рисками. Отдельные компании рынка и их объединения многократно говорили об этом регулятору, однако по непонятным причинам так и не были услышаны. Будем надеяться, что в 2016 году эту ситуацию удастся исправить.

6. Начало работы закона в 2016 году позволит сохранить свое место на рынке всем добросовестным участникам. И если с мелкими компаниями всё более или менее понятно — им нужно ориентироваться на лицензию брокера или управляющего, то с крупными — не так однозначно. Очень многое зависит от того, как будет реализовываться закон, который имеет рамочный характер.

Например, регулирование плеча. Закон предусмотрел возможность установить плечо 50. Практика ведения бизнеса на рынке Форекс показывает, что для большинства участников рынка интересным является плечо, начиная с размера 100. Можно работать и с меньшим, но рынок в этом случае должен быть стабильным. Поэтому, если мы заинтересованы в приходе на российский рынок крупных и стабильных форекс-дилеров, то на начальном этапе перехода к регулированию целесообразно было бы установить именно плечо 100, уменьшая его по мере насыщения рынка и достижения им равновесия. При ином подходе мы рискуем привлечь на рынок мошенников.

Приход крупных иностранных участников в большей степени будет зависеть от тех сигналов, которые будет давать Банк России. Пока эти сигналы трудно распознать.

 

Не стоит «затягивать гайки»

Станислав ВАНЕЕВ
Генеральный директор компании Grand Capital

1. Регулирование рынка Форекс в России назрело давно, поэтому принятие закона было необходимым шагом по направлению к цивилизованной работе форекс-дилеров. Однако отметим, что текущая редакция закона нуждается в доработках, без которых сценарии развития форекс-индустрии в России выглядит плачевно: не все форекс-дилеры готовы пойти на запрет хеджирования сделок клиентов, также добавляет неясности система котирования и исполнения сделок. Текущее требование к фиксации котировки на 5 секунд автоматически лишает трейдеров рыночного исполнения, что полностью противоречит смыслу закона — уйти от ситуации, когда форекс-дилер может влиять на котировки. Это неоднократно выносилось на обсуждение регулятору, однако вопрос так и не прояснился.

2. Регулирование внесет лепту в санацию отрасли, однако основной проблемой на рынке Форекс являются не брокеры, а различные «пирамиды», которые используют особенности валютного рынка для привлечения денег населения под видом трейдинга. Как известно, финансовая грамотность людей в России достаточно низкая, поэтому далеко не каждый клиент, заходя на сайт финансовой организации, может понять, кто перед ним: «пирамида» или реальный форекс-дилер. Несомненно, лицензированные компании смогут прояснить эту ситуацию. Что касается привлечения серьёзных клиентов, то услугами лицензированных форекс-дилеров могут заинтересоваться трейдеры с фондового рынка. Конечно, на валютной секции ММВБ и РТС и ранее были доступны валютные фьючерсы, однако специализированные брокеры смогут предложить валютные инструменты совершенно на другом уровне. Что касается негативного информационного фона, связанного с рынком форекс, то я в большей степени связываю его с деятельностью финансовых «пирамид».

3. Пока рано говорить о том, как это повлияет на работу брокеров, но, конечно, количество игроков существенно сократится. Возможно, в ближайшее время мы увидим сделки по слиянию и поглощению.

4. Судя по тому, что целый ряд компаний в конце 2015 года подали документы на получение лицензии, эта готовность присутствует. Но даже если все они завтра получат лицензию форекс-дилера, то работать все равно не смогут, так нет зарегистрированной отраслевой саморегулируемой организации. Также не внушает оптимизма ведущаяся работа по номинальным счетам банков. На данный момент ни один банк не предложил адекватного решения этого вопроса.

5. Безусловно вижу, хотя бы потому, что форекс-дилеры не смогут иметь номинальный счет вне банка. А что касается других пунктов, то сейчас хеджировать позиции запрещено, партнерские программы форекс-дилер – банк, безусловно, продолжат развитие.

6. Да, я считаю, может стать, если регулирование не превратиться в «затягивание гаек» и не будет убивать отрасль непродуманными правилами. В текущем виде закон просто отсекает большую часть мелких игроков, затрудняющихся выполнить требование по уставному капиталу, оставляя на рынке лишь крупные компании. При этом с трудностями в работе столкнутся именно лицензированные брокеры.

 

Форекс-трейдинг – это профессия

Анна КОЧКИНА
Директор по ключевым проектам ИнстаФорекс

1. Закон отлично справляется с регулированием концептуальных основ взаимодействия форекс-компаний (будущих форес-дилеров) и их клиентов. После вступления в силу его положений российский рынок Форекс попадёт в поле зрения государственных органов, что затруднит деятельность недобросовестных компаний, значительно уменьшит количество ложной рекламы сверхприбыли в медиа-пространстве. Заработок физического лица на рынке Форекс станет легальным, облагаемым налогом, и в связи с этим вполне вероятно, что в будущем в обществе прочно закрепится понимание того, что форекс-трейдинг — это профессия.

Однако много ли трейдеров предпочтут российскую юрисдикцию для торговли на рынке Форекс — вопрос спорный. К сожалению, многие положения закона существенно уменьшают комфортность трейдинга для клиента российской форекс-компании.

Во-первых, чтобы открыть счёт, необходимо личное присутствие. Современный трейдинг на рынке Форекс проводится на 99% он-лайн, и необходимость визита в офис компании для подписания договора и предъявления документов (или пересылка нотариально заверенных копий) станет препятствием для ряда потенциальных клиентов, особенно из городов, где офисы не представлены.

Во-вторых, пополнить счёт можно будет только посредством банковского перевода. Между тем, электронные платёжные системы (такие как Qiwi, ЯндексДеньги и т.п.) набирают всё большую популярность. Их деятельность, также как и деятельность банков, попадает в сферу надзора регулятора и осуществляется в соответствии с российским законодательством. Поэтому не совсем понятно, зачем ограничивать трейдера в методах расчётов с форекс-дилером только банковским переводом. Электронные платёжные системы могли бы стать достойной альтернативой.

Кроме того, закон устанавливает ограничение кредитного плеча до 1:50. С одной стороны, это преследует благую цель — снизить возможные риски трейдеров, но, с другой стороны, значительная часть опытных трейдеров использует плечо 1:100 — 1:200 и вряд ли будет приветствовать ограничение своих торговых возможностей. Скорее всего, эти трейдеры будут больше заинтересованы в работе с иностранными компаниями, которые могут предложить им более комфортный и прибыльный трейдинг, чем в работе в российской юрисдикциии.

Таким образом, перспективы российского рынка Форекс, с одной стороны, радужные: вступает в силу закон, рынок становится более цивилизованным, а с другой — туманные: если не дать российским компаниям возможность предоставлять конкурентоспособные условия торговли, большая часть трейдеров будет пытаться торговать с иностранными компаниями, зарегистрированными в более лояльных к рынку Форекс государствах. Стоит отметить, что сегодня многие страны создают вполне комфортные условия для работы местных форекс-компаний: Кипр, Великобритания, даже развивающееся белорусское законодательство выглядит намного более удобным для форекс-компаний и их клиентов, чем наше. Правительства этих стран заинтересованы в развитии рынка Форекс, так как спрос на форекс-услуги, а соответственно, и объёмы этого бизнеса чрезвычайно велики, и если не создавать приемлемые условия для работы местных компаний и их клиентов, то трейдеры будут уходить к зарубежным компаниям, что значительно сложнее контролировать, так как большинство операций на рынке Форекс происходит он-лайн.

2. Теоретически закон неплохо справляется с защитой рынка от недобросовестных компаний. Для того, чтобы получить лицензию и вести деятельность форекс-дилера, компания должна соответствовать ряду требований, касающихся как размера её капитала, так и квалификации сотрудников. Однако важно чтобы данные условия выполнялись не только теоретически, но и практически, и деятельность компаний, которые не соответствуют данным требованиям, пресекалась государственными органами.

Вполне возможно, что уменьшение объёма ложной рекламы, введение возможности судебной защиты по сделкам и уплаты налогов с прибыли со временем избавит форекс от «клейма» финансовых пирамид и привлечёт на рынок серьезных трейдеров из числа консервативных инвесторов. Однако едва ли это произойдет в ближайшие годы, пока процесс государственного регулирования деятельности форекс-дилеров находится лишь в стадии становления.

3. Требования по капиталу оставят на рынке лишь крупные компании. Предполагаю, первое время их будет не более 30. Другие участники рынка вынуждены будут либо объединиться, либо войти в состав более крупных, либо покинуть рынок.

4. Вряд ли можно говорить за всех, но ряд компаний, в том числе и ИнстаФорекс, подали заявки на получение лицензии форекс-дилера и, очевидно, готовы работать в соответствии с теми требованиями, которые установлены новым законодательством.

В то же время стоит отметить, что государственное регулирование рынка Форекс в России всё ещё находится в стадии становления — некоторые вопросы, такие, как механизм предоставления номинальных счетов, до сих пор полностью не решены на уровне индустрии. Периодически появляются новые указания Центрального банка, конкретизирующие те или иные аспекты деятельности форекс-дилеров. Поэтому форекс-компаниям приходится быть готовыми не только к исполнению уже имеющихся требований регулятора, но и к быстрой адаптации к дополнениям в законодательство.

5. Перспективы есть. Мы рассчитываем на продуктивное сотрудничество с банками в области номинальных счетов. Это может быть не только заключение договора об использовании услуги, но и совместная работа над созданием и совершенствованием банковского продукта, который сделает процесс управления денежными средствами форекс-счета максимально удобным для трейдеров.

Вполне возможно и маркетинговое сотрудничество. Целевые аудитории банков и форекс-компаний пересекаются, и партнерство в области привлечения клиентов и продвижения услуг может оказаться интересным для обеих сторон.

6. Определённо 2016 год станет началом цивилизованного форекс-рынка в России, так как заканчивается переходный период и предоставление форекс-услуг будет регулироваться государством. Насколько это регулирование станет успешным и эффективным, зависит от нормативно-правовых актов, которые конкретизируют, дополняют или изменяют уже имеющееся законодательство. Несмотря на то, что закон о российском рынке Форекс в целом является положительным явлением, ряд его положений ограничивает торговые возможности трейдеров (предложено плечо 1:50, хотя большинство использует 1:100), а также затрудняет процесс открытия и управления счётом. Логично предположить, что в таких условиях многие трейдеры будут искать возможности работать с иностранными компаниями, предложения которых более выгодны. И этот процесс будет сложно предотвратить…

Российские граждане так же заинтересованы в торговле на Форекс, как и трейдеры других стран, и если создать условия, запрещающие или делающие практически невозможной работу российских форекс-дилеров, то клиенты (соответственно, и капитал, и налоги) попросту уйдут к иностранным компаниям.

Вероятно, за последние годы российские форекс-компании вели слишком активную рекламу в публичном пространстве, что вызвало отторжение у регулятора, и следует значительно сократить их рекламные возможности (как, например, для пивных брендов или табачной продукции). Однако никак нельзя создавать условия, которые лишают российских форекс-дилеров возможности конкурировать с иностранными компаниями. Так мы окончательно потеряем шансы остановить поток капиталов в сторону зарубежных форекс-компаний, которые находятся в буквально тепличных условиях в Евросоюзе и с радостью готовы принять российских клиентов.

Таким образом, есть два варианта: позволить российским компаниям предоставлять конкурентоспособные условия торговли на рынке Форекс, либо отдать рынок на откуп иностранным компаниям. Поскольку было принято решение создать законодательные основы для работы форекс-компаний, то логично довести начатое до конца и создать условия, в которых рынок сможет развиваться и предложения местных компаний будут востребованы российскими клиентами.

 

Не только плюсы…

Юрий НИКОНЕНКО
Бизнес-аналитик компании JustForex

1. Пока очень сложно однозначно оценить закон о регулировании рынка Форекс и его влияние на форекс-индустрию в России. Для того, чтобы сделать выводы об этом законе, необходимо подождать и посмотреть, как он проявит себя на практике. Теоретически закон направлен на защиту финансовых интересов трейдеров, и это — основной его плюс. Благодаря закону, по сути, должны исчезнуть мошенники, из-за которых многие российские трейдеры потеряли деньги и боялись продолжать свою деятельность. С другой стороны, появляется ряд минусов, которыми, увы, нельзя пренебречь. Торговые условия сильно ухудшатся: не будет возможности получить плечо выше 1:50, что сильно ударит по трейдерам, чья торговая стратегия основана именно на высоком кредитном плече. Сложности возникают с пополнением счетови, и с выводом средств, так как в соответствии с данным законом все финансовые неторговые операции должны выполнятся только посредством банковских переводов, а это способ неминуемо влечёт за собой большие комиссии, а значит, трейдерам с небольшими депозитами торговать как минимум станет не так выгодно, а может, даже и совсем невыгодно.

Кроме того, так до конца и не понятно, смогут ли трейдеры с рублёвым депозитом торговать парами, в которых нет рубля, а ведь из-за нестабильности данной валюты именно для пар, содержащих RUB, многие компании ужесточили торговые условия. В общем, отношение к закону — спорное, остановимся на мнении, что для начала необходимо посмотреть, как он сработает на практике, а не размышлять в теории.

2. Конечно, ожидать положительных результатов стоит. Хотелось бы, чтобы закон помог избавиться от скамеров на рынке, из-за которых трейдеры перестали доверять нормальным брокерским компаниям. Но из-за сумм взносов (компенсационных, вступительных и ежемесячных) с рынка уйдут мелкие компании, которые не смогут выплачивать такие суммы. Кроме того, немногие иностранные компании согласятся раскрывать всю необходимую информацию, чтобы пройти аккредитацию Банка России. Таким образом, мы получаем подобие монополии — на рынке остаются только самые крупные, давно работающие форекс-компании России, и они могут предоставлять условия, удобные им, так как конкуренция у них небольшая. Если сценарий будет именно таким, трейдерам останется либо искать «подпольные компании», предлагающие лучшие условия, либо соглашаться на худшие условия легальных компаний.

3. Как уже было сказано, немногие компании смогут выплатить все взносы, а из тех, кто сможет выплатить, не все согласятся на условия работы, описанные в законе. Ведь не многие готовы предоставить абсолютно всю информацию об участниках компании, особенно учредителях и бенефициарах. Вспомним ещё о том, что закон позволяет форекс-дилерам предоставлять доступ к торговле лишь валютными парами и делает недоступными другие инструменты, что также может повлиять на список участников рынка Форекс в России. Сложно назвать конкретные цифры, но есть опасения, что компаний останется слишком мало, и это негативно скажется на их предложениях для клиентов.

4. Сложно говорить о том, что не находится в открытом доступе. Наверное, компании не совсем готовы к таким резким переменам. Возможно, некоторые просто не захотят тратить время, деньги и усилия и уйдут с российского рынка. Ведь может оказаться, что игра не стоит свеч. Наверное, компаниям, которые хотят остаться на рынке РФ, придётся полностью переосмыслить схему работы. Не все кадры могут соответствовать требованиям по разным параметрам, но на практике это не всегда означает, что это плохие кадры, а потерять много ценных кадров из-за сертификации не очень хорошо для любой компании. Да и остальные сферы потребуют больших затрат, чтобы абсолютно всё соответствовало букве закона. Это будет похоже на «перестройку» в форекс-индустрии, а к ней, думаю, не все готовы в нужной степени.

6. Конечно, 2016-й может стать началом цивилизованного, эффективного и успешного форекс-рынка в России, а вот станет ли — это уже вопрос! Будем надеяться, что закон о регулировании рынка Форекс будет работать для людей, а не для банков и крупных компаний или ещё для кого-то, так как в странах СНГ такой сценарий повторялся не раз.

Просто хочется пожелать, чтобы 2016 год стал успешным и прибыльным для трейдеров и честных форекс-брокеров, а также не лишил рынок России здоровой конкуренции, которая является двигателем качественных услуг на любом рынке, включая Форекс.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+5 -0
3032
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)