При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Расследование Конгресса в отношении Amazon, Apple, Google и Facebook, продолжавшееся 16 месяцев, показало, что технологические гиганты обладают «монопольной властью» в ключевых сегментах бизнеса и злоупотребляют своим доминированием на рынке.
Рабочая группа Палаты представителей Конгресса США, изучающая злоупотребления доминирующим рыночным положением со стороны четырех крупнейших технологических компаний, обнаружила, что они использовали «убивающие приобретения» для победы над конкурентами, взимали непомерные комиссии и вынуждали малый бизнес заключать контракты «на жестких условиях» во имя собственной прибыли.
Антимонопольный подкомитет судебного комитета рекомендовал, чтобы компании Alphabet Inc., Google, Apple Inc, Amazon.com и Facebook, совокупная рыночная стоимость которых превышает $5 трлн, не должны конкурировать на смежных рынках и одновременно осуществлять контроль над ними.
В отчете комиссии также содержатся широкие рекомендации о структурном разделении, но при этом не говорится о необходимости разделения какой-либо конкретной компании.
«Эти корпорации обладают слишком большой властью, и эта власть должна быть ограничена и подлежать соответствующему надзору и принуждению, - говорится в отчете. - На карту поставлены наша экономика и демократия».
Отчет на 449 страницах - это результат первого такого обзора технологической индустрии, проведенного Конгрессом, который предлагает радикальные изменения в антимонопольном законодательстве и описывает десятки случаев, когда компании злоупотребляли своей властью, показывая их корпоративную культуру как явно склонную делать все возможное для сохранения доминирования над большей частью интернета.
«Проще говоря, компании, которые когда-то были разрозненными, неудачными стартапами, бросившими вызов статус-кво, превратились в монополии, которые мы в последний раз видели в эпоху нефтяных баронов и железнодорожных магнатов», - говорится в отчете.
Но в отличие от прежних монополистических отраслей, как сказал представитель подкомитета, технологические компании успешно используют данные, которые они накапливают в одной области бизнеса, чтобы получить огромные преимущества при расширении на смежных рынках.
К примеру, расследование показало, что Google использовал свой поисковый продукт, чтобы выяснить, какие браузеры были наиболее популярными, «и это послужило основой их стратегии для Chrome».
«Тот факт, что они могут разработать почти идеальную рыночную информацию, действительно создает ощущение, будто мы живем в новом мире», - заявил представитель комитета репортерам.
Комиссия рекомендовала запретить компаниям работать в тесно связанных бизнесах. Хотя они не назвали какую-либо одну компанию, эта рекомендация предполагает, что Google, которая проводит аукционы по размещению онлайн-рекламы и участвует в этих аукционах, потенциально должна быть обязана четко разделить эти два направления или даже не управлять двумя компаниями одновременно.
Приобретение Instagram в 2012 году Facebook является еще одним примером подобного рыночного поведения. Instagram в то время был небольшим и незначительным, но генеральный директор Facebook Марк Цукерберг разглядел его потенциал и отметил, что тот «строит сети, которые будут конкурировать с нашими собственными», и «это может быть очень разрушительным для нас». Об этом сообщается в тексте отчета.
В рамках отчета сотрудники комитета составили список возможных изменений антимонопольного законодательства. Предложения варьировались от агрессивных, таких как потенциально запретить компаниям, таким как Amazon.com, работать на рынках, на которых они также конкурируют, до менее спорных, таких как увеличение бюджетов органов, обеспечивающих соблюдение антимонопольного законодательства: антимонопольного отдела министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии.
В отчете также содержится призыв к Конгрессу предоставить правоохранительным органам антимонопольного законодательства большую свободу действий в предотвращении приобретения компаниями потенциальных конкурентов, что сейчас является сложной задачей.
Антимонопольный подкомитет во главе с конгрессменом-демократом Дэвидом Чичиллинe собрал более миллиона документов от компаний и опросил ученых, лидеров бизнеса и даже многих конкурентов Big Tech, включая некоторые компании из списка Fortune 500, обеспокоенных властью технологических гигантов
После более чем года расследования, проведя более трехсот интервью, комитет обнаружил, что компании создают рынки, на которых они также конкурируют, создавая «позицию, которая позволяет им навязывать всем одни правила, пока они сами играют по другим».
За несколько недель до президентских выборов 3 ноября содержание отчета становилось все более политизированным, что давало возможность республиканцам и демократам укрепить свой авторитет в борьбе против доминирования на рынке крупных технологических компаний.
Тем не менее, Конгресс вряд ли примет соответствующие меры в этом году. Поскольку отчет отражает взгляды демократического большинства в Палате представителей, он дает четкий сигнал о том, что в случае победы Джо Байдена в Белом доме давление на компании вполне может продолжиться.
Отчет, вероятно, послужит источником информации для существующих антимонопольных расследований в отношении компаний. Представители комитета, которые не пожелали называть свои имена, сказали, что они разговаривали с Федеральной торговой комиссией, которая расследует деятельность Facebook и Amazon. Кроме того, председатель Чичиллине контактировал с генеральными прокурорами штатов, которые, по их словам, расследуют деятельность Facebook и Google.
Кроме того, министерство юстиции США расследует дела крупных технологических компаний и, как ожидается, вскоре подаст иск против Google.
Позиция республиканцев
Отчет продемонстрировал раскол по партийной линии. Республиканцы, входящие в комитет, выпустили два коротких отчета, один из которых был написан депутатом Кеном Баком и поддержан тремя другими республиканцами. Республиканец резко раскритиковал технологические компании, но заявил, что не призывает к их разделению.
«Многие фактические данные, изложенные в отчете, неоспоримы, - пишет Бак. - Точно описано как Apple, Amazon, Google и Facebook использовали свою монопольную власть, чтобы воздействовать на рынок как шлагбаум, подрывать потенциальную конкуренцию и выбирать победителей и проигравших».
При это Бак считает, что некоторые из рекомендаций отчета, подготовленного демократами, были «неудачными», например, предложение заставить платформенные компании разделить свои направления бизнеса. При этом республиканцы поддерживают и другие идеи отчета, такие как выделение дополнительных ресурсов антимонопольным правоохранительным органам и внесение поправок в антимонопольное законодательство страны, чтобы упростить для властей блокировку слияний, а также возбуждение и выигрыш судебных дел против "плохо ведущих" себя компаний.
Другой отчет республиканцев принадлежит перу Джима Джордана, который подверг критике демократов за то, что они не расследовали деятельность крупных технологических компаний на предмет предполагаемой предвзятости к консервативной партии и не смогли доказать, что существующее антимонопольное законодательство было неадекватным.
Реакция Big Tech
В свою очередь, Amazon написал в своем блоге о «второстепенных представлениях об антимонопольном законодательстве» и рыночных интервенциях, которые «убьют независимых розничных продавцов и накажут потребителей, вытеснив малый бизнес из популярных интернет-магазинов, повысив цены и уменьшив выбор для потребителей».
«Крупные компании не являются доминирующими по определению, и предположение, что успех может быть только результатом антиконкурентного поведения, в корне неверно, - говорится в сообщении Amazon. - И все же, несмотря на неоспоримые доказательства обратного, эти заблуждения лежат в основе регулятивных сплетен на тему антимонопольного законодательства».
В заявлении Google говорится, что компания «честно конкурирует в быстро развивающейся и высококонкурентной отрасли. Мы не согласны с сегодняшними отчетами, в которых представлены устаревшие и неточные утверждения коммерческих конкурентов о поиске и других сервисах».
Facebook в ответ на публикацию назвал себя «американской историей успеха». «Мы конкурируем с широким спектром услуг, которыми пользуются миллионы, даже миллиарды людей. Приобретения являются частью каждой отрасли, и это всего лишь один из способов внедрения новых технологий, чтобы приносить больше пользы людям», - говорится в сообщении социальной сети. «Instagram и WhatsApp достигли новых высот успеха, потому что Facebook инвестировал миллиарды в эти предприятия. Во время обоих приобретений существовала и существует сильная конкурентная среда. Регуляторы тщательно проверяли каждую сделку и справедливо не видели причин для приостановки их в то время», - напомнил пресс-секретарь Кристофер Сгро (Christopher Sgro).
«Проверка разумна и уместна, но мы категорически не согласны с выводами», - настаивает Apple. Компания также защитила свои сервисные комиссионные и заявила, что в ближайшие дни опубликует более подробный ответ.
«Конкуренция стимулирует инновации, и инновации всегда определяли нас в Apple, - заявили в компании. - Мы неустанно работаем, чтобы предоставлять нашим клиентам лучшие продукты, в основе которых лежат безопасность и конфиденциальность, и мы будем продолжать делать это».
Антимонопольная комиссия в октябре рассмотрит отчет для официального утверждения и проведет голосование по нему, об этом заявили представители комитета.
обсуждение