При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Не поддавайтесь панике, не принимайте импульсивных решений. Хотя коррекция на рынках из-за коронавируса ещё не закончена, на макроуровне его влияние будет ограниченным.
«Коронавирус прошелся по финансовым рынкам словно цунами. Инвесторы в панике избавляются от активов», написали 28 января «Вести.Экономика». В материале говорится, что накануне «американские индексы пережили худший день с октября». Фондовые индикаторы потеряли более 1% впервые за 76 торговых сессий – с того момента, когда ФРС запустила новые стимулирующие программы. В глубоком минусе завершили день российские «голубые фишки»: акции Сбербанка потеряли почти 4%, Аэрофлота – на 3,5%, Газпрома – 3%, ВТБ – 2,5%. Индекс Московской биржи 27 января снизился на 1,94%, долларовый индекс РТС потерял 3,62%, доллар подорожал на 95 копеек, евро — на 93,5 копейки.
По официальным данным госкомитета КНР по вопросам здравоохранения, на 29 января число заболевших составило почти 6 тыс. человек, число случаев летального исхода – 132, из которых 125 случаев приходится на провинцию Хубэй, являющуюся эпицентром распространения болезни.
В конце прошлой недели цена фьючерсов на нефть марки Brent на бирже ICE опустилась ниже отметки в $60 за баррель. Нефтяные котировки попали под двойное давление, объяснял Александр Бахтин, инвестиционный стратег «БКС Премьер»: «С одной стороны, потенциальная угроза развития масштабной эпидемии сопряжена со снижением пассажиропотоков и в этом отношении является традиционным триггером снижения цен на топливо. С другой – с ухудшением прогнозов по мировой экономике появляются опасения по поводу баланса спроса и предложения на рынке энергоресурсов, что опять негативно для котировок черного золота».
Впрочем, уже во вторник – 28 января – падение нефти остановилось, и котировки перешли к восстановлению на фоне позитивных заявлений со стороны ОПЕК. Reuters со ссылкой на источники в картеле, сообщило, что ОПЕК может продлить действующие квоты по сокращению добычи с марта по июнь текущего года, если вспышка коронавируса в Китае окажет негативное воздействие на спрос. «По данным источников, стремительное падение котировок встревожило чиновников картеля. В том числе может быть рассмотрено и более глубокое сокращение добычи, если в этом будет необходимость», – говорилось в материалах «БКС Экспресс».
В среду 29 января на мировых площадках и в ценах на нефть наблюдается позитивная динамика, а российский рынок продолжил отскок после сильного снижения в понедельник: индекс МосБиржи прибавил 0,7% (до 3134,39 п.), индекс РТС – 0,43% (до 1579,18 п.). «Котировки нефти между тем пытаются вернуться к позициям выше $60 за баррель, помогают им в этом общее восстановление риск-аппетитов, данные API о недельном снижении запасов сырой нефти в США на 4,27 млн барр., а также сигналы о том, что страны ОПЕК могут усилить сокращение добычи сырья для сохранения стабильности мировых нефтяных цен», – сообщил Александр Бахтин.
На прошлой неделе Евгений Коган, управляющий директор «Московские партнеры», на своих страницах в социальной сети предположил подобное развитие событий, охарактеризовав падение рынков как реакцию на раздутую информационную кампанию о «новой чуме 21 века» со стороны «голодных до легкого хайпа средств массовой информации». «Ситуации подобные сегодняшней (речь идет о вирусе) – огромное поле для различного вида спекуляций и словесных интервенций. В информационном поле появляются данные, одна другой жутче», – написал эксперт.
Аналогичного мнения придерживаются эксперты, опрошенные порталом Finversia.ru. «С точки зрения рынков ситуация с коронавирусом носит в данный момент скорее психологический характер», – говорит Максим Бирюков, старший аналитик УК «Альфа-Капитал». И некоторые инвесторы, по его словам, используют эту неопределенность как повод для фиксации прибыли после длительного периода роста.
«Очень маловероятно, что коронавирус вызовет серьезную коррекцию фондового рынка. Очевидно, что влияние на макроуровне будет достаточно ограниченным. Мы считаем, что китайская экономика сможет быстро восстановиться, может быть, даже быстрее, чем в 2003 году, когда атипичная пневмония (или «пурпурная смерть») ударила по экономике», – считает Кристофер Дембик, глава отдела макроэкономического анализа Saxo Bank. Основное отличие, по его словам, заключается в том, что власти теперь в полной мере способны в очень короткие сроки внедрить эффективные методы сдерживания распространения инфекции. «ВВП 1-го квартала обречен на значительное замедление, но экономика во 2-м квартале восстановится очень быстро благодаря высокому притоку ликвидности из Народного банка Китая, через операции на открытом рынке, и дальнейшему фискальному стимулированию (как сокращение налогов, так и государственных расходов), о котором можно будет объявить до конца февраля», – продолжает эксперт.
Он также считает, что с точки зрения инвестиций это лучший период времени для покупки на падениях: «Коррекция, возможно, еще не закончена, и я был бы очень осторожен в ближайшие дни, но я считаю, что инвесторам нужно готовиться к покупкам на падениях, как только закончится первоначальная паника».
Несомненно, высокие темпы роста заболевших и относительно высокий уровень смертности вызывают опасения насчет возможного масштаба последствий, в том числе экономических, соглашается Максим Бирюков. «Однако, со времен «атипичной» пневмонии в Китае была значительно усилена соответствующая инфраструктура, что дает основания полагать, что распространение вируса будет взято под контроль в короткие сроки», – говорит он. Напомнив при этом, что общий ущерб от «атипичной» пневмонии в свое время не превысил $80 млрд, и это «едва ли можно назвать существенными экономическими последствиями».
Максим Бирюков отмечает, что в отсутствие других внешних стимулов проходящая на фоне «коронакризиса» волатильность может длиться, пока не станет очевидно, что масштабы и динамика ситуации не соответствует реакции рынков. «Не думаем, что в текущих условиях частным инвесторам следует поддаваться панике и принимать импульсивные решения», - продолжает эксперт.
обсуждение