При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В ноябре 2018 года в студии Finversia.ru прошли первые неформальные встречи частных трейдеров, аналитиков и экспертов, в том числе - компании «Финам», социальной сети трейдеров eToro, компании «Московские партнеры», компании TeleTrade, компании «Международный финансовый центр». Успели обсудить многое: от криптовалют, нефти и Трампа до кризиса (?) на американском рынке и недооцененности рынка российского.
Во встречах, которые портал Finversia.ru планирует сделать традиционными, приняли участие биржевой аналитик eToro Михаил Мащенко, менеджер eToro Геннадий Плешаков, менеджер eToro Михаил Милованов, трейдер Александр Блохин, заместитель генерального директора «Финама» Ярослав Кабаков, эксперт НП «Коллегия ревизоров, экспертов и специалистов» Петр Ушанов, президент инвестиционной группы «Московские партнёры» Евгений Коган, шеф-аналитик группы компаний TeleTrade Петр Пушкарев, эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский, управляющий партнёр «Эмкварта. Персональный советник» Игорь Мальцев, главный редактор портала Finversia.ru Ян Арт, шеф-редактор портала Finversia.ru Дмитрий Бжезинский.
Криптовалюты
Как ни странно, но первое, о чём заговорили трейдеры, стали криптовалюты и их печальная судьба в этом году.
- Почему падает крипта? Тому много причин - начиная с запуска фьючерса на биткойн. А чем больше инструментов, с помощью которых можно продавать биткойн, тем сложнее ему расти.Вообще, по крипте очень сложно что-то говорить. Нельзя сказать, что, в данном случае, биткойн, будет падать, нельзя сказать, что будет расти, потому, что слишком небольшое количество людей владеют слишком большим количеством монет. И всё зависит от них. Рынок не децентрализован. Почему биткойн не падает ниже отметки в $6200-6300? Есть версия, что на этих уровнях его скупают криптодепозитарии. Что касается участия в торговле крупных международных банков, то они, собственно, и не участвуют, хотя и дают своим клиентам доступ к торгам. Рынок криптовалют стал скучным, хайп прошёл, - констатировал Михаил Мащенко.
– А я слышал, что биткойн не падает ниже указанных уровней из-за того, что эти уровни – стоимость промышленного майнинга. Да, крипта, очевидно, не будет расти, пока в неё не начнут заходить крупные участники, пока не будет биржевых фондов на крипту.При всё при этом я вижу довольно оптимистическое будущее для криптовалют, я вижу, как молодые люди очень активно в этом участвуют, а это хороший знак, - продолжил тему Ярослав Кабаков.
Участники встречи разошлись во мнениях относительного будущего криптовалют и прогнозов на сей счет. Ян Арт и Михаил Мащенко пессимистично оценивают их перспективы, Ярослав Кабаков настроен более оптимистично.
Нефть и золото
- Такое ощущение, что нефть – после столь драматичного падения – снова должна начать расти, но все понимают, что долго нефть не может дорого стоить, - признал Геннадий Плешаков.
- Думаю, нефть упала в первую очередь из-за слишком слабых санкций против Ирана, ведь все ожидали, что они будут намного более жёсткими, - предположил Михаил Мащенко.
- Высокая цена на нефть определяется не столько спросом и предложением, сколько возможностью для экономик, в частности, американской экономики, переваривать такие высокие цены. Сейчас экономика США растёт, а они самые крупные потребители и одни из крупнейших производителей сырья. И этот фактор будет удерживать цены на нефть от дальнейшего падения, – считает Ярослав Кабаков. - Думаю, что просто так развернуть вниз цены будет сложно. В высоких ценах на нефть заинтересованы, в первую очередь, республиканцы. Другой вопрос, почему перестал был волатильным спред между маркой Brent и WTI, на котором раньше были построены большинство стратегий трейдеров, а сейчас этот арбитраж потерян – цены на эти сорта ходят вместе.
С мнением, что нефть развернется и пойдет вверх, согласен и Ян Арт. О надежде на рост говорит и Михаил Мащенко.
Относительно золота участники встречи не высказали каких-то определенных прогнозов. Ян Арт констатировал: «Меня тревожит, что золото перестало быть интересным активом. Раньше я часто открывал сделки на укрепление доллара по отношению к золоту, сейчас я уже давно воздерживаюсь от таких сделок».
Пётр Пушкарёв также объясняет падение цен на нефть слабыми санкциями против Ирана, считает, что «все те поршни, которые ранее поддерживали цены на высоких уровнях, перестали работать» и цены посыпались. В том числе США предпочли не ругаться с Саудовской Аравией.
Евгений Коган полагает, что тут не обошлось без административного рычага:
- Нет более эластичного и волатильного продукта, чем нефть. Это один из самых манипулятивных товаров. Не забывайте, что более 90% всех торгов – это так называемая «бумажная» нефть, без поставок. Я совсем не исключаю, что глав крупных инвестиционных банков вызвали в Белый Дом и очень попросили не задирать больше цены. Вот и падение.
- Раньше агентство Bloomberg предоставляло хорошую статистику по свободным танкерам для перевозки нефти, теперь эту информацию засекретили. На цены слишком сильно стали влиять политические события. Но не стоит забывать, что есть ещё один фактор - экологический. Разработка сланцевых месторождений приводит к экологическим катастрофам, - напомнил Владимир Рожанковский.
- Многие инвесторы из тех, кто когда-то вложился в разработку сланцев, потеряли деньги. Вряд ли они начнут заходить в эту тему ещё раз. Да, я согласен, что этому будет препятствовать и набирающие силу экологи, - согласился с ним Пушкарёв.
Эксперты согласились с тем, что участники рынка не заинтересованы в том, чтобы цены на нефть были слишком низкими или слишком высокими, а консенсус составляет примерно $60-70 за баррель. Если нефть уйдёт ниже $60 (имеется ввиду Brent), это немедленно начнёт отражаться на курсе рубля по отношению к доллару.
Уже кризис или ещё нет?
Тему октябрьского и ноябрьского обвалов на американском и европейском фондовых рынках часть экспертов восприняли как начало масштабного падения рынков и долгожданное сдувание пузыря, а часть – как коррекцию, среди которых, в частности, Ярослав Кабаков: «Хорошо, Facebook скорректировался на минус 25% и что? Больше, в принципе, ничего не произошло, никто не обанкротился».
- Есть версия, что нынешний обвал связан с тем, что хедж-фонды выводят средства из рынков – за последние три года хедж-фонды вывели с рынка порядка $100 млрд, - предположил Михаил Мащенко.
- Есть большая вероятность того, что мы теперь на годы останемся на месте, в боковике. Будет очень трудно заработать, делая стандартные операции, - считает Александр Блохин.
Блохин, который сегодня является третьим по популярности российском трейдеров на платформе eToro (его сделки в режиме автоследования копируют более 600 инвесторов), считает правильным подумать в этих условиях о смене стратегии трейдинга.
- Я ставлю себя на место менеджеров того же Apple и вижу, что у них есть сейчас отличная возможность выкупить собственные акции с рынка по бросовым ценам. Что касается причин падения, то мне кажется, что инвесторы могут выходить из голубых фишек для того, чтобы переложиться в какой-нибудь интересный стартап, совсем не исключая этого, - озвучил свою версию Пётр Ушанов.
- А может, это связано с тем, что от 5% до 25% в цене этих голубых фишек, особенно крупных американских технологических компаний, составляла просто «мода»? И вот она прошла, - предположил Ян Арт.
По мнению Яна Арта, вполне возможен поворот сюжета: «более интересными станут акции промышленных и торговых компаний – тех, кто делает что-то понятное и реальное – обувь, трактора, гамбургеры». В своей стратегии трейдинга Ян Арт делает акцент на приобретением именно таких бумаг. Однако он считает, что определенная депрессии с акциями того, что принято называть «big banks» (бумаги крупнейших банковских групп мира – Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse), заставляет задуматься о возможности кризисных явлений.
- Я не вижу предпосылок для дальнейшего падения рынка. Рынок ещё не созрел, нет признаков перепроизводства, деньги активно заходят в реальный сектор экономики США. И сначала в реальном секторе должен сформироваться перегрев, а уже потом – рынок может начать падать – по классической формуле, предложенной ещё Карлом Марксом, - вспомнил классика Ярослав Кабаков.
- Но звоночек, согласитесь, прозвенел. Может быть, ещё этот год проживём, может быть даже следующий, но сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет – я имею ввиду масштабное сдувание пузыря. Это как с торфяным болотом: если вовремя поливать, но и гореть не будет особо, а стоит только отвернутся, как всё заполыхает, - привёл аналогию Пётр Ушанов.
В свою очередь Ян Арт все-таки убежден, что рынки Европы и Америки ждет скорый подъем и традиционно рождественское ралли. По его мнению, акции и фьючерсы на индексы европейского и американского рынка – очень привлекательный актив. Хотя на рынке есть версия, что более интересны сегодня облигации.
- Могут ли облигации стать модными? Вместо акций? Так они итак модные, особенно при снижении инфляции в России интерес к этому инструменту вырос. Однако, сейчас, учитывая, что все мировые центробанки повышают ставки, я бы очень осторожно их покупал, - ответил Ярослав Кабаков на вопрос, какой класс активов сейчас привлекательный.
По словам Игоря Мальцева, сегодня потенциальные инвесторы проявляют интерес как к облигациями, так и к акциям и фьючерсам, и это зависит не столь от инструмента, сколько от «профиля клиента, его аппетита к рискам.
Будет Dotkom 2.0?
Тема драматического падения ценных бумаг из FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) и шире – бумаг из так называемого американского BigTech заслуживает отдельного внимания. Напомним, что в октябре-ноябре 2018 года на фоне небольшого падения американских индексов на 8-10% бумаги высокотехнологичных компаний рухнули на все 40-50%, и это заставило аналитиков заговорить о новом кризисе Dotkom.
- Предпочтение, мода, вкус – вещи ветряные. Были интересны FAANGи, сейчас, как мы видим, мода на них проходит. А что растёт? Wal-Mart растёт, Кока-Кола, Starbucks, банки растут – потому что повышение ставки для них благо, поскольку расширяется процентная маржа. Наша ведь задача понять, куда дальше мир будет катиться, - считает Евгений Коган, президент Инвестиционной группы «Московские партнёры».
Владимир Рожанковский с Коганом согласился, аналитик считает, что в США назревает новая парадигма «Он – плохой!»:
- Ещё несколько лет назад я мог предположить, куда всё идёт, а теперь нет. Теперь я не знаю. Марк Цукерберг, глава Facebook, был героем Америки 10 лет, а теперь Марк – «плохой».
Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade, считает, что акции FAANG могут ещё больше подешеветь:
- Капитализация далеко не так важна, как многие об этом говорят. Да, FAANGи были перекуплены и ещё пока остаются немного перекупленными. Вспомните, сколько стоил Facebook 10 лет назад? Он стоил $25, а недавно ещё – больше $218.
- Важнее денежные потоки, которые генерируют эти компании. Важнее потенциал роста этих компаний, earnings per share (EPS). Надо отметить, что у этих компаний на счетах сегодня скопились огромные суммы и, когда начнётся кризис, они начнут подминать под себя рынок. Они зайдут туда, где будут технологии, чтобы оставаться первыми. Ведь чем отличается крупная корпорация от остальных? Тем, что у неё есть финансовое плечо. Убеждён, что в ближайшие 2-3 года мы увидим массу интересных приобретений, - предсказал Коган.
Аналитик привёл в пример изменение банковского рынка в 2007-2008 годах, когда грянул кризис. В Канаде был Toronto-Dominion Bank, про который мало кто знал до кризиса, они всегда вели консервативную политику и когда грянул шторм, начали скупать активы. И теперь Toronto-Dominion Bank – второй по величине банк в Канаде и один из крупных в Северной Америке.
- И я уверен, что Apple в будущем будет стоить не 1 $трлн, а $2-3 трлн., - заявил Коган.
Владимир Рожанковский вспомнил в связи с этим историю Джими Даймона, главы JPMorgan Chase, который во время ипотечного бума, завязанного на синтетические CDO, обходил эти инструменты стороной и именно поэтому его банк успешно прошёл через кризис.
Торговые войны и хитрый план Трампа
Наконец, разговор зашёл о торговых войнах, которые развязывает нынешний американский президент и его заявлений о том, что он решит проблему внешнего долга США в своём следующем президентском сроке.
- Может ли Америка восстановить внешнеторговое сальдо? Конечно, может! И так всегда было. США – единственная в мире страна, где венчурный капитал всегда доводил изобретения до полки магазинов за самый короткий промежуток времени. Они это могут, много раз доказывали. Но для этого всего нужен слабый доллар! Но ведь это напрямую противоречит политике, которую проводит Федеральная резервная система, которая повышает ставки, а, значит, курс доллара стремится скорее к укреплению. Вспомните, как Трамп ввёл торговые пошлина на импорт железа из ЕС на 10% в начале этого года? А на сколько укрепился доллар по отношению к евро за тот же период? Примерно на те же самые 10%! Это всё равно, что черпать воду из дырявой лодки, - привёл образное сравнение Владимир Рожанковский.
- Появление Трампа было так же неизбежно, как и появление Михаила Горбачёва в СССР. Потому что ничего нельзя было сделать в рамках той модели, которая была до выборов в 2016 году, - дополнил Пётр Пушкарёв.
Евгений Коган согласился с тем, что Трамп разрушает веру в доллар.
- И делает это умышленно, – добавил Пётр Пушкарёв.
Он рассказал о конспирологической теории, согласно которой небольшая верхушка в Республиканской партии ещё задолго до выборов разработала план освобождения мира от доллара.
- Ради блага Америки. Цель – остановить нарастание лавины госдолга. Но эту лавину невозможно остановить, если не лишить доллар статуса мировой валюты. Они хотят сделать доллар нормальным британским фунтом и сейчас Дональд Трамп всячески провоцирует Европу на отказ от расчётов в долларах. Отсюда и санкции против Ирана, кстати.
Пушкарёв считает, что нынешний курс американской валюты напоминает ему 2005-2007 годы:
- Где-то за 6-8-12 месяцев до окончания цикла роста ставки тогда наступил пик насыщения покупками доллара. То есть примерно через год завершится цикл повышения ставки, и мы увидим разворот: евро начнёт дорожать, доллар – слабеть.
Российский рынок
- Российский рынок – один из самых недооценённых в мире. Вы все слышали эту истину. Но истина ли она? – задал вопрос Ян Арт.
Почти все присутствовавшие согласились с тем, что российский рынок недооценён, но входить в него всё равно опасно и на этом погорели несколько успешных трейдеров – из eToro, например.
- Да, бумаги российских компаний выглядят привлекательно, в том числе потому, что они смогли снизить в последнее время свою долговую нагрузку. Да и макроэкономические риски сглажены из-за девальвации рубля. Иными словами, Газпром должен быть по 200 рублей и весьма вероятно, что будет. Мы были бы гораздо выше, если бы не вся эта санкционная история, - вступился за отечественный рынок Ярослав Кабаков.
В свою очередь, Ян Арт считает, что «недооценненость российского рынка» - миф. По его мнению, наоборот, российский фондовый рынок был значительно переоценен и сегодня возвращается к более естественным для него ценовым уровням.
Разговор о российском рынке не мог не коснуться относительно недавнего драматического падения котировок акций Яндекса, а до этого – снижения акций «Магнита».
- Я не считаю Яндекс привлекательной бумагой из-за того, у этой компании очень высокая долговая нагрузка. И потом – беда нашего рынка в том, что у нас всего один Яндекс, а должно быть не менее 10 таких бумаг – из высокотехнологического сектора. Что же касается причин падения Яндекса, то инвесторы, которые обожглись на «Магните», уже не разбираются в сложных взаимоотношениях Сбербанка и Яндекса – они просто бегут, как только слышат о том, что очередная государственная компания намерена прикупить часть частной компании, - резюмировал Ярослав Кабаков.
Встречи трейдеров и аналитиков станут постоянными
Портал Finversia.ru намерен начать серию традиционных пати трейдеров, инвесторов и аналитиков рынка. По словам главного редактора портала Яна Арта, было бы правильно «поверить гармонию аналитики алгеброй реального трейдинга». Дата ближайшей такой встречи будет объявлена на днях.
обсуждение