При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Государство и … эволюция.
Давно уже общим местом упрёков в адрес неэффективного управления и торможения экономического роста стало всё большее увеличение государственного присутствия в экономике в целом, то есть наращивание госрасходов, усиление административного гнёта, ужесточение госрегулирования и надзора. Бюджет давно уже сводится с дефицитом, покрываемом лишь расходованием госфондов и увеличением госзаимствований, а также курсовой разницей. Доля госсредств растёт как в потреблении, так и в инвестициях. И там и там они, однако, не становятся обещанным драйвером роста. Напротив, скорее именно это дальнейшее увеличение госрасходов устраняет последние остающиеся стимулы к развитию предпринимательской инициативы, истощает денежное предложение, добивает рыночную конкуренцию.
Адепты усиления роли государства в экономике обычно ссылаются на кейнсианские откровения, на «дирижизм», на примеры развитых стран. Однако при этом скромно умалчивают, что в развитых экономиках государство гораздо более контролируемо обществом и, соответственно, более эффективно, в том числе как собственник. Кроме того, оно там менее инертно, то есть при возникновении малейшей возможности стремится выйти из капитала национализированных им ранее компаний, а также снизить регулятивное давление и открыть доступ к денежным ресурсам.
То есть государство в европейских странах вмешивается в экономику и бизнес как раз с целью придать импульс развитию конкуренции, подготовить для неё условия, и достигнув этого, уходит само. Это же касается и финансовой системы.
Иное дело у нас. Возьмём банковский сектор.
В первой пятёрке по активам у нас только госбанки. Их присутствие в различных секторах банковского бизнеса растёт, причём не за счёт лучшего предложения и более высокого качества услуг, а за счёт привлечения клиентуры из частного банковского сектора, из банков, у которых уже отозваны лицензии (свыше 200 за последние два года), либо из тех, у кого она будет отозвана (как говорится, «от греха подальше»..). Сегодня доля госбанков в активах уже превысила 60% и продолжает увеличиваться.
А тем временем в учрежденческих недрах зреют всё новые и новые планы по дальнейшему огосударствлению финансовой системы, причём под различными предлогами, начиная от вытеснения из банковского бизнеса следующих сотен частных игроков, кончая передачей в центробанк на санацию падающих банков, а также созданием новых кредитных организаций на базе объединения квазигосбанков и госкомпаний (например, предоставляющих почтовые услуги или услуги по денежным переводам). Искусственное слияние (а де факто поглощение одной другой) двух ведущих биржевых площадок, создание, по сути, единственного центрального депозитария, уже фактически монополизировало огромный сегмент услуг финансового рынка.
Сегодня квазигосударственная компания создаётся в рейтинговом бизнесе, подобная ей - в расчётно-платёжных системах, сокращается число частных коммерческих структур практически во всех секторах рынка, ухудшая и без того с каждым годом чахнущую конкуренцию в финансовой бизнес-среде.
В текущем году статистика зафиксировала, что число закрывающихся и уходящих с рынка компаний впервые превысило число новых открывающихся фирм. Заниматься бизнесом становится всё более непопулярным в большинстве отраслей, и, пожалуй, в первую очередь - банковском секторе. Всё большее число высококвалифицированных специалистов покидает этот медленно угасающий (а скорее - убиваемый) и высокорискованный рынок, также как и в него не идут и новые капиталы.
Эффективны ли российские госбанки, конкурентоспособны ли они? Судить трудно, в силу весьма высокой их в ряде случаев закрытости, а также постоянно получаемой ими господдержки, микширующей их реальный коэффициент отдачи.
Тем не менее, что мы видим? Да то, например, что РСХБ даже в урожайные годы показывает рекордную же и убыточность. Так, по итогам 2015 года чистый его убыток составил 72,6 млрд. рублей, что почти в десять раз больше показателя 2014-го (7,5 млрд. рублей).
ВЭБ балансирует на грани краха, лихорадочно требуя у государства всё новых и новых ресурсов поддержки. Кстати, о т.н. «банках развития»... Об эффективности работы этой группы госбанков также весьма скудная информация, но, судя по по последним данным потери их также исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Эффективен ли ВТБ? Опять-таки судить трудно, но отчасти можно, если вспомнить, что именно этот банк стал сначала первым примером так называемого «народного IPO», а затем первым же, кто был вынужден провести процедуру обратного выкупа - buy back. Цена акций этой, с позволения сказать, рыночной структуры, годами остаётся на уровне ниже того самого байбэка. И это, также несмотря на постоянно получаемую господдержку в том или ином виде.
Есть ещё квазигосударственный и, пожалуй, наиболее закрытый банк, базируемый на громадных ресурсах газового монополиста. И здесь, то и дело возникают коллизии, связанные со снижением рентабельности и отсутствием должного контроля за состоянием банковских активов. Чистый убыток ГПБ по итогам работы в 2015 году составил 47,7 млрд. руб., что почти в 3,5 раза превышает убытки 2014 года.
К чему приведут планы по созданию новых и новых госбанков, таких как некоего квазимегасанатора, или банка по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, или почтового банка? Да всё к тому же - высасыванию с рынка денежных ресурсов, клиентов, удушению частного банковского бизнеса, уничтожению конкуренции, точнее её ужесточению между неэффективными госбанками и, соответственно, снижению качества услуг, новым и новым потерям бюджетных средств.
А, соответственно, нам снова и снова придётся вопрошать, когда же, наконец, начнётся экономический рост, воскрешение рынка хотя бы в отдельно взятой его отрасли - финансовом секторе? Давайте честно признаемся: при таком «кондукторе» и взятом им курсе - никогда.
обсуждение