При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В настоящее время интернет буквально наводнен самыми разнообразными предложениям по вложению денег в краткосрочные и при этом чрезвычайно доходные инвестиционные проекты. В подавляющем большинстве случаев за всеми этими предложениями стоят банальные финансовые пирамиды, массово «мигрировавшие» во всемирную сеть после введения ряда серьезных законодательных ограничений против их деятельности как в развитых, так и в развивающихся странах.
Подобные мошеннические «финансовые проекты», реализуемые во всемирной сети, получили название хайпы (сокращение от High Yield Investment Program – HYIP), причем их индустрия продолжает победное шествие по всему миру, не оставив в стороне и нашу страну.
Как это ни парадоксально, до сих пор находится множество людей, которые готовы вкладываться в подобные пирамиды, причем неудача в одном или даже нескольких «начинаниях» подобного рода, не останавливает их. В качестве весьма наглядного примера масштабного хайпа можно привести МММ-2011, запущенную Сергеем Мавроди, которая сумела привлечь средства 35 млн человек, открыв около 600 офисов в 16 странах (по крайней мере, именно такая информация приводилась ее организаторами).
Интересно, что подавляющее большинство инвесторов, решивших вложить деньги в такие проекты, прекрасно понимают, что они не имеют совершенно ничего общего с реальными инвестициями и риск потери полной вложенных денег чрезвычайно велик. Собственно, ни сами создатели хайп-проектов, ни информационные ресурсы, занимающие их мониторингом, этого не скрывают. В частности, на сайте проекта Monitor-invest.net, отмечается буквально следующее: «Если смотреть в целом, то хайп – это простая пирамида, которая замаскирована под реальную деятельность. И если раньше, создатели таких проектов еще как-то пытались выдать свою деятельность за реальную, то с появлением такого понятия, как интернет и, практически полного сокрытия личности разработчика, надобность в этом действии пропала. На сегодняшний день, проекты подобного типа просто кричат о том, что никакой реальной деятельности здесь нет, все деньги на выплаты идут исключительно из новоприбывших, а закрытие хайпа в перспективе неминуемо».
А люди продолжают нести в них деньги...
Почему?
Прежде всего, хайпы предлагают частным инвесторам «заработать» много, быстро и легко при минимальном стартовом капитале.
«Много»
Как правило, «обещанная» доходность таких проектов измеряется трех- и четырехзначными цифрами (проекты, «предлагающие» менее 100% годовых, встречаются очень редко).
В зависимости от декларируемой доходности хайпы делятся на 3 группы:
а) «низкодоходные» – до 15% в месяц (или 180% годовых);
б) «среднедоходные» – от 15% до 60% в месяц (от 180% до 720% годовых);
в) «высокодоходные» – более 60% в месяц (от 720% годовых и выше).
Для сравнения можно привести актуальные цифры по доходности реальных пассивных инвестиций: банковский депозит (в российских рублях сроком на 1 год) – от 6% до 12% годовых и облигации – от 9% до 14% годовых.
Проще говоря, любой хайп обещает частному инвестору доходность, как минимум, в 10-12 раз больше, по сравнению с классическими, пусть и довольно консервативными, инструментами инвестирования. При желании, можно найти финансовые пирамиды, обещающие и в 500 раз больше.
«Быстро»
Все реальные инструменты инвестирования ориентированы на более или менее длительный период вложения денег – от 1 года и более, причем практически всегда получение доходов (или их основной части) предполагается в конце срока инвестирования.
Хайпы рассчитаны на гораздо более короткие временные интервалы: самыми распространенными являются ежедневные «начисления», хотя в сети есть предложения от «высокодоходных» проектов с начислениями каждый час и «низкодоходных» хайпов, предлагающих начисления один раз в 3 месяца (в редких случаях – до 6 месяцев).
«Легко»
Хайпы делают особый акцент на том, что инвестору совершенно ничего не нужно предпринимать (только завести деньги в проект), при этом нет необходимости и в специальных знаниях.
Обычные инструменты инвестирования, напротив, изначально предполагают, что для получения хорошей доходности инвестору придется «попотеть», к примеру, результативная торговля на любом финансовом рынке требует и приличного объема профильных знаний, и наличия свободного времени.
Необходимо обратить внимание на то, что «входной порог» практически во всех хайпах очень демократичен: минимальный взнос колеблется от 5 до 10 долл. США, хотя в некоторых проектах можно начать и с 1 долл. («премиальные» хайпы обычно стартуют с 50-100 долл.). Львиная доля таких проектов принимает взносы только в иностранной валюте и только через анонимные платежные системы.
Помимо «гарантий» стремительного обогащения, создатели хайпов очень грамотно работают с эмоциями инвесторов, разогревая их интерес к проекту.
Самым эффективным способом воздействия является «азартная стратегия», при которой начинающему инвестору предоставляется возможность напрямую пообщаться (чаще всего – на специальных форумах в интернете) с «успешными инвесторами», которые «сумели хорошо заработать», вложившись в тот или иной хайп. Цель такого общения одна: заставить новичка задать вопрос – «Почему они могут зарабатывать, а я нет?» и, в конечном итоге, привести его в хайп.
Стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев такие «успешные инвесторы», агитирующие новичков работают по реферальным программам, т. е. они получают вознаграждение (реферальное отчисление) за привлечение в хайп каждого нового участника. Размер вознаграждения определяется как процент от внесенной суммы – обычно от 5% до 10%, хотя существуют и проекты, отдающие по таким программам до 20% и более.
Таким образом, рецепт успеха хайпов очень прост: будучи доступными, они грамотно «давят» на жадность и «подогревают» эмоции инвесторов.
Как работают хайпы?
Сейчас практически все хайпы работают по так называемой «схеме Понци», которая предполагает, что в реальности деньги никуда не инвестируются, а расчеты со «старыми» участниками осуществляются за счет средств «новых» участников.
Особенность данной схемы состоит в следующем: чем дольше существует хайп, тем больше денег требуется для поддержания его «деятельности». Иными словами, «схема Понци» в принципе может существовать лишь ограниченное время и только в условиях притока денег от «новых» участников проекта: как только «денежный ручеек» начинает иссякать, пирамида прекращает свое существование, т. е. любой хайп имеет свой «срок жизни».
По большому счету, этот срок зависит от 3 основных параметров.
Во-первых, от величины «обещанных» доходов: чем они выше, тем меньше «живет» хайп-проект. Именно поэтому «долгожителями» среди них являются «низкодоходные» проекты (известны случаи, когда они оставались «на плаву» в течение нескольких лет, в то время как «высокодоходные» проекты обычно живут не больше недели).
Во-вторых, от используемой схемы «начисления» доходов. С математической точки зрения оптимальными являются такие схемы, которые предполагают либо наличие запрета (в явной или неявной форме) на вывод денег в течение определенного периода времени (типичный пример – деньги нельзя выводить в течение первой недели участия в хайпе), либо возможность лишь частичного вывода средств (как вариант, при внесении 1000 рублей, хайп каждый день «возвращает» по 10 рублей в день).
В-третьих, от предлагаемой «линейки продуктов». Подавляющее большинство хайпов предлагает целый набор вариантов вложений, который, впрочем, объединен единой логикой: при увеличении срока «вложений» растет и «обещанная» доходность. Сложная «продуктовая линейка» дает хайпам возможность рассчитываться с «краткосрочными» участниками за счет «долгосрочных».
Структура хайпа
Стандартный хайп имеет весьма любопытную организационную структуру, предполагающую следующее распределение ролей:
1) администратор хайпа – его идеолог и создатель, анонимный для участников и извлекающи1 львиную долю прибыли от реализации проекта;
2) рефереры (или рефералы) – они занимаются «продвижением» хайпа, привлекая в него новых участников (преимущественно через интернет) и зарабатывают за счет реферальных отчислений от администратора;
3) хайп-мониторы – специализированные сайты, продвигающие хайп- проекты за определенное вознаграждение от администратора.
На практике эта структура преследует одну единственную цель – максимально раскрутить пирамиду, в том числе и за счет широкого освещения того факта, что хайп платит. О том, что это происходит недолго – традиционно умалчивается.
Именно администраторы, рефереры и хайп-мониторы действительно зарабатывают на таких проектах, в то время как для остальных участников вероятность «получения дохода» чрезвычайно низка.
Тем не менее, «инвесторов» в хайпы можно разделить на опытных (чисто теоретически у них есть возможность остаться в «плюсе» после выхода из хайпа, как минимум, потому, что они понимают, куда пришли) и начинающих (с точки зрения статистики, именно эта категория проигрывает практически в 100% случаев).
А что в законодательстве?
Долгое время в отечественном законодательстве не вообще не было термина «финансовая пирамида» (к слову, термина «хайп» в нем нет и сейчас). Только в марте текущего года Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 172.2, в которой, по сути, было дано его определение: «организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества», а также предусмотрена ответственность за их создание, которое строгость которого зависит от суммы привлеченных в финансовую пирамиду средств.
По мнению Сергея Литвиненко, адвоката компании «Деловой фарватер», поддерживающего эту законодательную новацию, «безнаказанность или небольшое наказание приводят к распространению финансовых пирамид».
Тем не менее, есть один крайне важный нюанс – «крупным размером» в рамках данной статьи признается сумма от 1,5 млн рублей, т. е. законодательная «лазейка» для хайпов остается, так как подавляющее большинство из них не добирается до этой отметки.
Кроме того, на практике привлечь к ответственности создателей хайпов чрезвычайно сложно, так как подавляющее большинство из них «не оставляет следов» в реальном мире, предпочитая действовать в виртуальной реальности (исключительно через сайт, особенно зарегистрированный в другой стране). Поэтому найти их не так просто.
Таким образом, можно сказать, что вложения в хайпы – это псевдоинвестиции, от которых частным инвесторам следует держаться как можно дальше: риск – огромен, вероятность заработать – близка к нулю.
обсуждение