При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Лишь относительно недавно в Анголе закончилась многолетняя гражданская война, и национальная экономика стала восстанавливаться. Не последнюю роль в процессе ее восстановления занимает развитие рынков капитала, в первую очередь, довольно молодого национального фондового рынка, а также относительно редкого вида товарных бирж – биржи алмазов.
Предпосылки развития
Рассматривая развитие ангольского фондового рынка, нельзя не отметить события, направленные на укрепление и расширение частного сектора в последние годы, поскольку политика Анголы по-прежнему направлена на снижение ее зависимости от нефтегазового сектора и диверсификацию ее экономики, сильно пострадавшей от многолетней гражданской войны. В частности, были приняты меры по укреплению прав инвесторов, предоставлению привлекательных инвестиционных стимулов (например, связанных с налогообложением) и либерализации режима трансграничных платежей. Это нашло отражение в новом законе о частных инвестициях и измененном валютном законодательстве. Растущая роль частного сектора дополнительно стимулируется принятием нового закона о конкуренции.
В дополнение к изменениям в области регулирования Ангола предприняла другие важные шаги по расширению участия частного сектора в своей экономике, такие как амбициозная программа создания партнерств между государственным и частным секторами. Девальвация местной валюты, кванзы, позволила улучшить макроэкономическую стабильность страны и увеличить ее валютные резервы.
Государственная программа приватизации
Вероятно, самым значительным мероприятием по увеличению количества потенциальных биржевых эмитентов стал запуск в 2019 году амбициозной программы приватизации под названием PROPIV. PROPIV предполагает приватизацию к 2022 году 195 предприятий, прямо или косвенно принадлежащих ангольскому государству. В основном, это банки, страховые, телекоммуникационные, строительные и текстильные компании, пивоваренные заводы, крупные ювелирные фабрики, предприятия по добыче нефти и газа, а также алмазов. Рамочный закон о приватизации установил правовую основу для PROPIV и предусматривает, что приватизация должна проводиться путем проведения публичных торгов или путем продажи акций через местную фондовую биржу (аукцион или первичное публичное предложение). Таким образом, ангольская биржа долговых обязательств и акций BODIVA играет важную роль в программе приватизации.
На сегодняшний день приватизировано 36 крупных предприятий, принадлежавших государству. Ожидается, что вскоре начнется приватизация еще нескольких крупных игроков, в том числе: в 2021 году – банка BIC, страховой компании ENSA, телекоммуникационной компании MS Telecom и авиакомпании TAAG; в 2022 году – нефтяной компании Sonangol и добытчика алмазов Endiama, наиболее важных для национальной экономики добывающих компаний.
Основной проблемой в приватизации и первичных размещениях акций приватизированных предприятий является то, что большинство крупных ангольских компаний не в состоянии соблюдать требования к информации и прозрачности, вытекающие из листинга.
В апреле этого года Ангола начала приватизацию государственного банка Banco de Comercio e Industria, чтобы проверить аппетит инвесторов к некоторым крупнейшим компаниям страны, включая нефтяного гиганта Sonangol, второго по величине производителя нефти в Африке. Это первая приватизация в финансовом секторе, и ее результаты будут очень важны для понимания всех последующих. Затем правительство попытается продать доли в банках, включая Banco BAI, крупнейшей по активам частной кредитной организации страны, и страховую компанию Empresa Nacional de Seguros de Angola.
Предыдущий режим, возглавляемый Жозе Эдуарду душ Сантушем, пытался ввести программы приватизации в 1989-1994 годах и в 2001-2005 годах. Эти попытки были, по большому счету, безуспешными, в основном, из-за неспособности предыдущего правительства внедрить нормативную базу для приватизации и функционирования фондового рынка, а также обвинений в коррупции и гражданской войне в стране. При душ Сантуше удалось только открыть Ангольскую фондовую биржу. Более-менее активно она стала функционировать только при действующем президенте, Жуане Лоренсу, при нем же и начался действительный, а не декларативный процесс приватизации: уже через год после его прихода власти в 2017 году была создана организация IGAPE для надзора за политикой приватизации и управления ею.
На рынке государственных долговых ценных бумаг за 2020 год было совершено сделок на 1 трлн кванз (около $1,5 млн). По информации государственного секретаря казначейства Анголы Отониэля душ Сантуша, количество транзакций на бирже BODIVA увеличилось в 2020 году на 35,8% по сравнению с 2019 годом. В 2015 году, когда на этой бирже начались торги их объем составлял 100 млрд кванз (порядка $150 тыс.). Бирже BODIVA удалось в 2020 году привлечь 15000 новых инвесторов, в основном, через банки.
Политический аспект
Деятельность Фондовой биржи Анголы остается в достаточной степени политизированной, это характерная черта ангольского фондового рынка. Последний политический скандал вокруг деятельности биржи разразился в начале этого года после того, как дочь президента Лоренсу была назначена исполнительным директором BODIVA. Оппозиция считает это политическим нарушением и требует ее отставки. Непосредственным импульсом к скандалу явилась заметка в португальской деловой газете, где это кадровое решение было названо актом семейственности, при этом проводились параллели с бывшим президентом страны, назначившим своих сыновей на государственные должности. При этом Жоау Лоренсу занял пост президента страны на волне борьбы с коррупцией и кумовством. Многие аналитики считают, что назначение дочери президента на такую должность может привести к отставке самого президента.
Не только фондовый рынок
Значительным событием на ангольском рынке капитала станет планируемое на этот год создание Ангольской алмазной биржи. Ангола имеет в общей сложности 14 алмазных горнодобывающих проектов. Самым крупным из них является рудник Катока, который производит 61% от общей добычи в Анголе, а шесть крупнейших рудников (Катока, Хитотоло, Куанго, Камутве, Сомилуана и Луло) составляют 92% стоимости добываемых алмазов. По оценкам, до сих пор было обнаружено только 40% кимберлитов Анголы, в то время как эксперты считают, что существует высокий потенциал для поиска других.
Координатором Экспертной группы по созданию Ангольской алмазной биржи назначен отраслевой эксперт Питер Меус. Мееус имеет большой опыт работы в алмазном секторе и в течение 6 лет, с 1999 по 2006 год, работал во Всемирном алмазном центре Антверпена, также был председателем Дубайской алмазной биржи с 2009 по 2018 год.
Ангола является пятым в мире производителем алмазов по стоимости добычи и шестым по ее объему. Создание товарной биржи, на которой будут торговаться алмазы, позволит контролировать весь поток и сбыт ангольских алмазов по единому каналу. В 2020 году страна провела свой первый публичный аукцион алмазов, и с тех пор производителям больше не приходится продавать их по ценам ниже рыночных избранным покупателям, находящимся под патронажем государства.
Национальная алмазная компания Endiama недавно объявила, что ищет международных партнеров в попытке включить Анголу в тройку крупнейших мировых производителей алмазов и диверсифицировать экономику в сторону от нефти.
Судя по растущим объемам торгов, в Анголе формируется относительно цивилизованный фондовый рынок. Однако самому государству пока еще далеко даже до статуса пограничного рынка, не говоря уже о развивающемся. Ангола еще долго будет находиться в статусе слаборазвитых государств. Процесс перемещения в категорию пограничных рынков тормозится тем, что экономика базируется на сырье: добыче нефти и алмазов. Процесс приватизации крупных государственных компаний будет иметь положительный результат не только для формирования цивилизованного национального рынка ценных бумаг, но и для того, чтобы оторвать экономику от производства исключительно сырья.
обсуждение