При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
2020 год для нефти начался не совсем удачно. С первых дней января нефтяные цены попали под давление продаж, которое de facto не ослабевало до апреля. Сейчас цена на нефть находится под «тройным ударом»: на неё давит ценовая война, пандемия коронавируса и переизбыток сырья на рынке.
Падение нефти происходит как раз в тот момент, когда мировая экономика находится в плохой форме. Экономический кризис назревал давно, и все его ждали в конце 2020 или в начале 2021 года, но, как говорится: «Человек предполагает, а Господь располагает». Коронавирус стал тем триггером, который запустил процесс, ведущий к мировой рецессии.
По экспертным ожиданиям пандемия коронавируса станет причиной снижения спроса на топливо во всём мире как минимум на 10%. Но и эта цифра может оказаться оптимистичной, поскольку в случае ухудшения мировой экономики она может увеличиться на порядок.
Ценовой войне быть
Итак, как мы пришли к цене 20 долларов за баррель? Вот краткая история, для тех, кто ещё не в курсе. Как мы уже сказали, первым и основным фактором снижения цены на нефть стал низкий спрос на сырьё из-за коронавируса. Так, нефтяные цены к марту снизились к отметке 40 долларов за баррель, где ожидалась их стабилизация, так как члены ОПЕК в начале марта должны были собраться на свою запланированную встречу, чтобы ввести меры для стабилизации рынка.
Всё пошло не по плану после того, как Кремль отказался продлевать соглашение. Согласно теории заговоров, президент Путин таким шагом решил поставить мат сланцевой добычи нефти США, которая не подчиняется нефтяному картелю ОПЕК, и наращивала последние годы объёмы добычи. Так ли это или нет, уже неважно. На следующий день после этой встречи мы проснулись в новом мире – мире нефтяных войн.
Саудовская Аравия, которая возглавляет ОПЕК, сразу же объявила о крестовом походе на Москву. Эр-Рияд снизил официальные цены и даже предложил скидки на некоторые виды сырой нефти. Вторым шагом Саудовская Аравия стала увеличивать объёмы производства нефти, на что рынок сразу же отреагировал падением на 25–30%, в результате цена упала к уровню 20 долларов за баррель.
К 1 апреля Саудовская Аравия вышла на максимальную мощность добычи нефти в 12 млн баррелей в сутки.
Первая кровь
Нефтяной кризис 2020 года не похож на кризис 2014 года, который стал причиной подписания договора по ограничению добычи сырья. Нынешняя перенасыщенность на рынке усиливается жёстким кризисом спроса, причина которого – меры сдерживания коронавируса. При таких условиях Кремль, Белый дом и Эр-Рияд долго не смогут контролировать ситуацию. Например, экспортная цена на Urals уже оказалась отрицательной, что плохо для Москвы, экономика которой и так под ударом из-за сверхнизких цен.
У саудитов также всё не слава богу. Они стали больше добывать нефти, но покупателей найти не в состоянии. Танкеры выходят из портов, но остаются в нейтральных водах, так как им некуда плыть.
Согласно экспертам Bloomberg саудиты даже начали подумывать о том, чтобы продать часть акций своей национальной нефтяной компании Saudi Aramco.
В сложившейся ситуации больше всего теряют американские нефтедобытчики, где многие компании вплотную подошли к банкротству. Например, Whiting Petroleum на минувшей неделе предложила своим кредиторам конвертировать долг в 97% своих акций. De facto Whiting Petroleum объявила себя банкротом. И таких банкротов в ближайшее время ещё может появиться пара тройка.
Дональд Трамп в амплуа миротворца
Вот уже несколько дней как нефтяной рынок ожил. Причиной «воскрешения» стал ... глава США. На неделе он сообщил о якобы начавшихся переговорах между Саудовской Аравией и Москвой. По его словам, принц Саудовской Аравии общался с президентом РФ, и ожидается, что обе страны сократят нефтедобычу на 10–15 млн баррелей.
Как сообщил глава Белого дома, мировая нефтяная отрасль в руинах, и сложившаяся ситуация невыгодна ни России, ни Саудовской Аравии.
Сообщения президента США не подтвердились, так как Кремль заявил, что никаких переговоров с Эр-Риядом не ведёт. Но на тот момент цена на нефть настолько сильно упала в цене, что неудивительно, что даже позитивные слухи вызвали рост.
Зачем же Дональд Трамп дезинформировал всех? Все знают, что глава Белого дома тот ещё «баламут», и сообщения в его Твиттере не раз вызывали турбулентность на рынках.
Конечно, его благие намерения направлены на поддержку нефтяной отрасли США, дела которой идут не очень хорошо. Нефтяное лобби оказывает на него давление, и хочет, с одной стороны, получить финансовую поддержку, а с другой стороны, требует ввода санкций против Эр-Рияда и Москвы.
Ведь если миротворческая деятельность Трампа возымеет действие, то у Штатов будет хорошая цена на нефть, и им не придётся урезать добычу нефти, как это должны будут сделать другие страны экспортёры сырья.
Капитуляция Саудовской Аравии
2 апреля 2020 года Саудовская Аравия заявила о необходимости экстренной встречи не только стран ОПЕК, но и других стран для принятия мер стабилизации нефтяного рынка. Это заявление Эр-Рияда вызвало эффект разорвавшейся бомбы на рынке, который отреагировал стремительным ростом, что неудивительно, так как всего лишь две недели назад Саудовская Аравия даже и не думала о новых договорённостях.
Для саудитов начало переговоров – это маленькое поражение, так как они вынашивали совершенно другие планы. Просить перемирия должна была измождённая Москва, а тут … явно что-то пошло не по их плану.
Встреча экспортеров нефти была запланирована на 6 апреля в формате видеоконференции. Правда, в последний момент её перенесли на 9 число из-за споров Москвы и Эр-Рияда, кто виноват в падении рынка. В любом случае, ожидается, что нефтяной картель будет обсуждать условия нового договора о сотрудничестве.
Что можно ждать от встречи ОПЕК+?
Скорее всего, нефтедобытчики договорятся не увеличивать объёмы производства и даже могут вернуться к квотам первого квартала 2020 года, то есть сократить объёмы добычи на те самые 2 млн баррелей, которые саудиты предложили в марте.
Правда, сейчас важно не само сокращение, а стремление к балансу на рынке. Инвесторы должны увидеть, что нефтяной альянс возродился и готов стать единым фронтом для поддержания нефтяного рынка.
Никто не ждёт мгновенного эффекта, поскольку все понимают, что рост начнётся не после подписания договорённости, а когда коронавирус будет побеждён. По прогнозам Европе понадобится больше времени, чтобы победить коронавирус, чем это понадобилось Китаю.
Если договорённость будет достигнута (а мы почти на 100% уверены в этом), тогда нефтяной рынок может подняться к уровню 35 долларов за баррель. Полагаем, что на какое-то время эта отметка станет верхним рубежом широкого диапазона.
По самым оптимистичным прогнозам, европейцы лишь к июню смогут одолеть вирус, что вернёт спрос на нефтепродукты. Во II квартале рост не ожидается, а вот в III и в IV нефтяные фьючерсы могут показать стабильное восстановление Как раз в это время и можно будет уделить больше времени квотам на добычу, которые будут установлены согласно экономическим показателям того времени.
Что происходит на рынке
Наверное, в первый раз за последние три месяца на рынке появилась надежда, что у нефти получится обрести покой на более высоких уровнях. В марте нефть добралась до уровня 20 долларов за баррель, и многие эксперты пророчили падение к 15 долларам за баррель, а то и к 10. Сейчас же у нас стабильный рост, который поддерживается лишь надеждой на прекращение ценовой войны и ввода стабилизирующих мер.
Если ОПЕК договорится, то восстановление продолжится. Сейчас цена подошла к отметке в 30 долларов, в случае успеха ОПЕК рынок смог бы подняться к уровню 35 долларов, а может и к сопротивлению 38 долларов за баррель. Правда, на достигнутых максимумах актив долго не останется и вернется в диапазон 30–35, где будет оставаться, пока мир не победит коронавирус.
Подводя итоги, скажем, что от предстоящего совещания ОПЕК не стоит ждать многого. Стабилизация нефтяного рынка в первую очередь будет зависеть от того, как быстро будет побежден коронавирус. Сейчас мировая экономика на карантине, а новое соглашение ОПЕК лишь смягчит удар, и точно не вернёт цену к отметке 60 долларов за баррель. Полное восстановление займет много времени, и точно этого не стоит ждать в 2020 году и в первой половине 2021 года.
обсуждение