При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Директор Национальной лиги Независимых инвестиционных советников Андрей Паранич в интервью порталу Finversia.ru попытался представить, во что превратится рынок финансового консультирования после 21 декабря, если в «закон о советниках» не будет внесено существенных изменений.
- Ваша Ассоциация определилась с размером членских взносов на следующий год. Они более чем демократичные. Рассматриваете ли вы невысокие взносы в качестве, скажем, конкурентного преимущества перед другими ассоциациями финансовых советников?
- Мы не планировали конкурировать членскими взносами. Членский взнос – это функция от двух достаточно понятных параметров. Первый – это количество членов Ассоциации (мы прогнозируем определённое количество членов, которые к нам вступят в течение следующего года). И второй – это те функции, которые будет выполнять ассоциация. На данный момент те требования, которые ставят перед нами участники ассоциации, – это соблюсти все необходимые пожелания Центрального банка к работе саморегулируемой организации. Но не исключено, что уже в начале года, а может быть, даже в этом году, появятся другие задачи, которые также нужно будет решать. Например, юридическая поддержка членов ассоциации при вхождении в реестр инвестиционных советников или какие-то ещё вопросы, которые нужно будет решать советникам и которые проще делать сообща через ассоциацию. Тогда мы или будем оказывать эти услуги за плату, или включим их стоимость в членские взносы. В начале следующего года, видимо, мы будем решать, нужно ли что-то менять, или достаточно тех взносов, которые мы сейчас объявили – 16 тысяч рублей для индивидуального предпринимателя и 20 тысяч для юридического лица в год.
- Какое количество членов вы прогнозируете до конца следующего года?
- Порядка 80 членов. Но многое будет зависеть от того, какой будет итоговая нормативная база Банка России, которая установит требования для вхождения в реестр инвестиционных советников.
- Вы сказали, что членские взносы должны коррелировать с тем объёмом задач, которые стоят перед СРО в плане контроля и надзора за своими членами. Какова вероятность, что на практике взносы окажутся недостаточными, чтобы эти функции осуществлять в полной мере, и вам придётся их поднять?
- Это также зависит от требований Центробанка. У нас сейчас итоговых документов ещё нет. Поэтому сказать точно, что будет происходить в следующем году в нормативной базе, мы ещё не можем. Но закон о саморегулировании предполагает, что проверки членов СРО проводятся не реже, чем раз в пять лет. Мы можем достаточно спокойно подходить к вопросу проверок инвестиционных советников в следующем году. Наша главная задача на 2019 год – это разработать внутренние положения о контроле и провести какое-то количество контрольных мероприятий для того, чтобы убедиться, что они работают. А основная работа по проверкам может быть перенесена на следующие периоды.
- В соответствии с законом как должны выглядеть эти проверки? Это будут какие-то контрольные закупки или просто проверка документов?
- Это регламентируется скорее внутренними документами СРО, чем какими-то конкретными установками от Банка России (хотя эти внутренние документы мы должны будем согласовать с ЦБ). Есть два вида контрольных мероприятий – это плановые и внеплановые проверки. В ходе плановой проверки проверяется соответствие документов нормативной базе – то есть закону «О рынке ценных бумаг» и указаниям ЦБ, которые регламентируют деятельность советников. Внеплановые проверки осуществляются по определённым фактам, например, если регулярно приходят жалобы на какого-то инвестиционного советника.
- Вы планируете какую-то горячую линию, может быть, делать по приёму обращений граждан или интернет-приёмную, как это сейчас модно у СРО?
- Да, конечно, мы будем принимать жалобы через сайт Ассоциации. Горячую линию делать сейчас мы не видим особой необходимости. Вообще-то, я думаю, что жалоб мы увидим очень-очень мало.
- Скорее всего, так и будет. Говорят, что население не особо в курсе этого законопроекта и грядущих изменений.
- Дело даже не в этом. Есть рынки, на которые жалоб много, объективно много. Например, огромное количество жалоб поступает в Банк России по деятельности банков, страховых организаций (особенно по моторным видам страхования). А по услугам брокерских и управляющих компаний жалоб очень мало. Мы скорее к этому сегменту относимся как инвестиционные советники, чем к каким-то другим. Думаю, что жалоб будет реально поступать немного.
- Какова вероятность, что представители индустрии, скажем так, при выборе СРО поделятся по принципу: «ИП налево, юридические лица – направо»?
- Думаю, что не этот фактор всё-таки будет определять выбор. В первую очередь, в НАУФОР и НФА появятся организации, которые там уже состоят, в качестве инвестиционных советников. То есть брокерские компании, банки, УК – они вряд ли будут входить в другую ассоциацию в качестве инвестиционных советников, останутся там же, где сейчас являются членами как профучастники рынка ценных бумаг. А вот те организации и ИП, которые на данный момент не являются профучастниками рынка ценных бумаг, будут выбирать. И, действительно, членский взнос – это тоже один из факторов выбора. Но не только он. Потому что всё-таки НАУФОР и НФА воспринимаются независимыми финансовыми советниками как организации, отстаивающие интересы брокерских компаний, банков и УК. Наша ассоциация здесь выглядит в более выгодном свете, как организация, которая отстаивает интересы именно тех людей, которые не являются сотрудниками конкретных финансовых организаций.
- А как вы планируете отстаивать их интересы?
- Мы уже сейчас активно взаимодействуем с Банком России, давая свои отзывы по всем проектам указаний, которые Банк России разрабатывает, и в нескольких случаях нам удалось смягчить требования к советникам именно с учётом того, что это советники, которые не являются сотрудниками финансовых организаций.
- Закон о финансовых советниках вступает в силу 21 декабря, но в полной мере заработает не сразу, поскольку не готов базовый стандарт. В какой стадии подготовка этого документа и почему он так важен для отрасли?
- Базовый стандарт разрабатывают саморегулируемые организации по соответствующему виду деятельности. Ни одной саморегулируемой организации пока нет. Они смогут подать документы на получение статуса СРО после 21 декабря. Но, кроме этого, базовый стандарт разрабатывается на основе требований к базовому стандарту, которые устанавливает Банк России. Этого нормативного акта тоже ещё нет. Получается, мы ждём двух вещей. Как только они произойдут – мы сможем подать документы в Банк России на утверждение базового стандарта. Ещё должен пройти некий организационный процесс – это создание комитета по стандартам в Банке России, определение его состава, регламента работы. Потому что именно этот орган будет рассматривать базовый стандарт и рекомендовать его к утверждению.
- На недавней конференции НАУФОР «Финансовое консультирование: создание новой индустрии» представители Центробанка отметили, что принятый закон несовершенен, и даже была выбрана такая метафора, что появляющийся на свет ребёнок потребует пластических операций. Какие положения закона, на ваш взгляд, в первую очередь нуждаются в доработке?
- Правка, предлагаемая с нашей стороны, небольшая, но она кардинально меняет в принципе отношения инвестиционного советника и Банка России. Мы считаем, что инвестиционный советник – это вообще не профучастник рынка ценных бумаг. На него не должны распространяться большинство требований, которые относятся к рынку ценных бумаг, - требования к организации внутреннего контроля, внутреннего аудита, к ведению учёта в едином плане счетов финансовых организаций и т.д. То есть это те вещи, которые создают очень большую нагрузку на организацию, но при этом не дают дополнительной защиты клиенту инвестиционного советника. Если все эти требования выполнять, то стоимость услуг очень сильно возрастёт, но при этом никакого дополнительного преимущества клиент не получит.
- Если предположить, что ничего не изменится в законе, насколько возрастёт стоимость услуг финансовых советников?
- Мы посмотрим, что будет происходить в начале следующего года. Вот конференция НАУФОР называлась «Создание новой индустрии». На самом деле, ни о каком создании новой индустрии речь не идёт. Идёт речь о том, что существующая индустрия получает большое количество новых ограничений. Что произойдёт в начале следующего года, если требования не будут смягчены? Брокерские компании, банки и УК получат статус инвестиционных советников, а те консультанты, которые не являются сотрудниками финансовых компаний, в реестр, скорее всего, не войдут или войдут в очень маленьком количестве. Мы можем увидеть там двух, трёх, пятерых инвестиционных советников, и на этом дело кончится. То есть речь не идёт о том, чтобы советники увеличили стоимость своих услуг. Скорее всего, они откажутся от вхождения в реестр и не будут вести деятельность, подпадающую под регулирование. Таким образом, клиенты получат сужение спектра услуг без изменения цены, и в выигрыше они точно не останутся.
- Не секрет, что многие инвестиционные советники в связи с надвигающимся регулированием хотят сместить фокус своей деятельности в сторону образовательных услуг. Где, на ваш взгляд, проходит грань между индивидуальной финансовой консультацией и лекцией или семинаром на финансовую тему?
- Грань тонкая, и здесь тоже нам придётся ждать следующего года, чтобы понять, как это всё будет трансформироваться. На мой взгляд, экономика в целом от такой ситуации проигрывает, поскольку инвестиционные советники – это хороший канал привлечения на фондовый рынок новых клиентов, новых частных инвесторов, которые своими деньгами, очевидно, стимулируют экономику к росту. Но если этот канал «отрезать», то либо поток инвестиций уменьшится, либо он будет переориентирован в сторону тех инструментов, которые не попадают под это регулирование, например продуктов зарубежных инвестиционных компаний, страховых компаний, банков.
- А такие рекомендации под регулирование не попадают?
- К сожалению, мы видим, что есть целая группа людей, которая предлагает инвестирование только за рубежом. И сказать, что закон прямо чётко на них распространяется, пока невозможно. Но это тоже зависит от того, какой будет позиция Банка России с точки зрения взаимодействия с теми организациями и людьми, которые не вошли в реестр инвестиционных советников.
- Какое примерно время потребуется для того, чтобы вся нормативная база была готова, и наконец стало понятно, как всё это будет происходить?
- Это я прогнозировать не берусь, потому что это работа Банка России. Там много внутренних регламентов, которые они должны соблюсти.
- А если требования по внутреннему контролю, аудиту и пр. для независимых инвестиционных советников будут отменены, какое количество таких советников в этом случае могут войти в реестр в течение первого года?
- Общее число советников, которые потенциально могут заниматься этой деятельностью, мы оцениваем на уровне двух тысяч человек.
- На всю страну?
- Да. Но, я думаю, что это количество будет быстро расти, поскольку сейчас появился такой вот информационный повод это обсуждать. Мы многих людей просто не знаем и не видим, поскольку они никогда не выходили в публичное пространство. Само это обсуждение – оно стимулирует развитие рынка. Плюс ко всему мы видим, что за последние три года очень сильно изменилось отношение потенциальных клиентов к инвестиционным советникам, и у них начала достаточно быстро прибавляться клиентская база. Поэтому, сколько их сейчас и сколько их будет потом – это два очень разных понятия. Думаю, что индустрия будет расти очень быстро, если будет достаточно простой вход в неё.
Я не говорю о том, что это должна быть бесконтрольная индустрия, ни в коем случае. Конечно, деятельность инвестиционных советников должна контролироваться. Но всё-таки нужно найти баланс между достаточным контролем и чрезмерным контролем.
- На данный момент речь идёт в первую очередь об ограничениях для финансовых советников, а не о каких-то привилегиях при вступлении в СРО. Но Вы сказали, что, возможно, будут какие-то дополнительные механизмы, которые будут им нужны, и за которые они даже готовы будут платить дополнительно. Что это за услуги?
- Это на поверхности лежит – желание получить юридическую поддержку при подаче документов в Центральный банк для вхождения в реестр. Инвестиционные советники сталкиваются с этим в первый раз, они никогда не взаимодействовали с Банком России. Конечно, им было бы комфортно, чтобы кто-то посмотрел документы перед тем, как они будут поданы регулятору.
- Законом предусмотрена какая-то сложная процедура подачи документов?
- Нет, она не очень сложная, но если человек никогда этого не делал, ему это покажется сложным.
- Планируете ли вы в перспективе выполнять функцию некоего третейского суда между инвестиционным советником и его клиентами, если вдруг возникнут какие-то споры?
- Вообще-то, это обычный функционал СРО, который прописан в законе. Если поступает жалоба, мы должны её разобрать, установить её основательность или безосновательность и совместно с членом СРО эту проблему урегулировать. Если мы обнаружим нарушения со стороны члена СРО, то должны принять меры. Если нарушения нет, то – помочь урегулировать спор без вынесения дисциплинарных мер воздействия.
Мы сейчас находимся в стадии разработки внутренних документов по контролю и дисциплинарным мерам. В них как раз будут прописаны все подобные процедуры.
- А некий кодекс этики, как себя должен вести инвестиционный консультант, он будет в базовом стандарте заложен, или это будет отдельный документ?
- Тут тоже зависит от тех требований, которые Банк России предъявит к базовому стандарту. Кодекс этики и стандарт по защите прав получателей финансовых услуг – вещи смежные. Поэтому мы ждём требований к стандарту, чтоб понять, понадобится ли ещё дополнительный документ, который будет регламентировать этические нормы.
- Кроме базового стандарта, ещё какие будут?
- Закон предполагает возможность существования пяти видов стандартов – по ведению деятельности, защите прав потребителей, управлению рисками, корпоративному управлению и внутреннему контролю. Я не вижу большой необходимости в создании всех пяти стандартов, но два стандарта, я думаю, у нас будет. Это стандарт по ведению деятельности и по защите прав получателей финансовых услуг.
Андрей Паранич, директор Национальной лиги Независимых Инвестиционных Советников (НЛ НИС)
В 1995 году окончил Московский институт тонкой химической технологии им. Ломоносова.
В 1999-2002 годах получил второе высшее образование в области экономики и финансов в Финансово-юридической академии.
В 2000-2001 годах прошёл стажировку по программе повышения квалификации управленческих кадров при Президенте РФ в компании Brokhouse & Cooper`s (Канада).
В 2002-2005 годах прошел обучение по программе MBA Open University Business School (UK).
В 1994-1996 годах работал на фондовом рынке в небольших компаниях в должностях от трейдера до начальника отдела.
В 1996-1998 годах - заместитель генерального представителя в Москве компании «Александр В. Костиков и партнеры».
В 1998-2005 годах - директор филиала в Москве «АВК-Ценные бумаги».
2005-2006 годах – работал в группе «Антанта Капитал» генеральным директором «НЭТТРЭЙДЕР» и «МФЦ».
С 2007 года по н.в. - генеральный директор компании «ФинСтарт».
2007-2009 годах - заместитель директора Дирекции корпоративных финансов Банка «Санкт-Петербург».
2009-2013 годах - директор филиала в Москве компании «Ренорд-Инвест».
2013-2016 годах - директор СРО НП «Микрофинансирование и развитие».
С 2016 года по н.в. - заместитель директора СРО «МиР»
С 2018 года по н.в. -директор Ассоциации «Национальная лига независимых инвестиционных советников».
обсуждение