Пятница, 05.07.2024
×
Прогнозы по валютам 2024: рубль, доллар, евро, юань, иена, фунт стерлингов, швейцарский франк

Банковский институт ВШЭ организовал свою первую конференцию по цифровой трансформации финансовой сферы

Аа +
- -

Банковский институт Высшей школы экономики совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом провели 20 марта I Научно-практическую конференцию «Цифровая трансформация финансовой сферы». Спикерами конференции выступили представители крупнейших компаний-участников финансового рынка, эксперты, топ-менеджеры Банка России и академики.

Банковский институт, который возглавляет профессор Василий Солодков, выпускает профессиональных управленцев для финансового рынка по четырём программам, в том числе, по двум программам выступает партнёром CFA Institute. За 24 года Институт выпустил около 4000 специалистов, которые работают в крупнейших российских и международных компаниях, а также в структурах госвласти и регуляторов.

Первая сессия была посвящена вопросам регулирования электронных технологий, на второй участников сессии попросили ответить на вопрос, как должна проходить цифровизация финансового сектора – в виде революции или в виде эволюции? В своём вступительном докладе Алма Обаева, председатель правления НП «Национальный платёжный совет» попыталась ответить на этот вопрос, сравнив темпы цифровизации – в данном случае в разрезе перехода экономики на безналичные расчёты – на примере Швеции, Индии и других стран. И пришла к выводу, что там, где оставляют цифровизацию «на усмотрение рынка», дела идут не очень успешно. И, наоборот, там, где государство стимулирует процесс, там удалось достичь значимых результатов.

Но Владимир Таможников, директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России, считает, что процесс, всё-таки, должен идти эволюционно. По его словам, принципы регулирования, дух регулирования меняться не должны – какие бы технологии не появлялись. Таможников выделил две прорывные технологии, способные радикально улучшить условия для развития конкуренции:

– Это искусственный интеллект (ИИ) и платформенные решения – такие, как Uber.

В Банке России к развитию технологий ИИ относятся озабоченно:

– Мы не хотим ограничить эту технологию, но боимся не поспеть за ИИ. Мы пока находимся ещё в такой стадии, когда можем понять, где точка ответственности робота. Будет поздно, когда ИИ станет сам развиваться.

«Мы не хотим ограничить эту технологию, но боимся не поспеть за ИИ. Мы пока находимся ещё в такой стадии, когда можем понять, где точка ответственности робота. Будет поздно, когда ИИ станет сам развиваться», – Владимир Таможенников, Банк России

Ещё один вызов, по мнению Таможенникова, это вызов интермедиации: в посредниках необходимость отпадёт.

– Тут мы для себя как для регулятора не видим большой проблемы. Но это проблема для участников рынка.

Представитель Банка России привёл простой пример. Так, в содержании физического офиса у банка отпадает необходимость, значит нет необходимости закладывать эту стоимость в цену депозита или кредита. Возможность аутсорсинга радикально снижает стоимость банковской услуги.

Алма Обаева добавила, что недалёк тот час, когда у гражданина будет один счёт в банке, а услуги он будет заказывать у разных поставщиков.

Таможенников считает, что ЦБ должен регулировать услугу, а не технологию и привёл в пример регулирование робосоветников и автоследования:

– Есть услуга – рекомендация – и мы её регулируем. А технологии пусть регулируются стандартами СРО.

Андрей Тарасов, исполнительный директор MasterCard, заявил, что в ближайшем будущем у каждого человека будет свой банковский продукт, сделанный исключительно под него:

– Банки всё больше превращаются в IT-компании, а вчерашние технологии быстро умирают. Ещё недавно достижением было создание пластиковой карты, а теперь мы знаем, например, что идентифицировать клиента можно по манере, с которой он вытаскивает телефон или по манере нажимать на кнопки.

Екатерина Волынец, руководитель направления развития мобильных систем «Самсунг Электроникс» рассказала об опыте запуска своей компании мобильных платёжных сервисов. Samsung запустил в 2016 году Samsung Pay. Сегодня Россия занимает первое место в мире по объёму и количеству платежей через этот сервис. Недавно Samsung запустил также сервис денежных переводов – чтобы перечислить деньги не нужно знать реквизиты, проходить верификацию и так далее – деньги перечисляются по номеру телефона:

– Средний чек по переводам составляет 10 тысяч рублей. Это высокое доверие наших пользователей. В числе наших партнёров 70 российских банков. Кроме того, мы сделали совместный с banki.ru проект и теперь наш пользователь приложения может выбирать вклады, депозиты и другие финансовые продукты.

Сервис быстро набирает популярность – каждые полгода база клиентов увеличивается на 20%. По данным «Яндекс.Деньги» только в прошлом году в России было продано 11 млн устройств, которые поддерживают функции по оплате.

– Пользователи ждут большего, чем простоты, удобства и защиты. Им нужна теперь более тесная интеграция с банковскими сервисами, новые программы лояльности. Учитывая все эти запросы, мы продолжим развивать сервис.

I Научно-практическая конференция «Цифровая трансформация финансовой сферы»
I Научно-практическая конференция «Цифровая трансформация финансовой сферы»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал, как растёт доля людей, которые пользуются дистанционными банковскими продуктами.

– Только в прошлом году доля таких клиентов выросла на 13,5% и достигла 45%. Так мы быстро доберёмся и до 80% и тогда столкнёмся, видимо, с проблемой Парето.

Однако цифровизация не проходит без проблем. По словам Мамуты, менять привычный формат общения с банками – личный контакт в офисе – не хотят люди старше 70 лет (им в силу понятных причин плохо даётся цифровизация) и те, кому нет ещё и 18 лет. Молодые люди постоянно сталкиваются с кражей данных, поэтому они хотят прийти в офис, чтобы исключить возможности мошенничества.

Затронул Мамута и проблему неполного информирования клиентов. Например, человек заказал какую-то услугу, а через месяц выяснилось, что он оформил подписку – так называемая проблема рекуррентных платежей:

– Нужно делать стандарты по многим таким продуктам. Мы не можем надеяться, что рынок сам себя отрегулирует. Не все может сделать рынок, но подтолкнуть рынок к этому нужно.

Мамута предлагает создать «цифровой профиль» гражданина в том числе для того, чтобы избавить людей от постоянного спама:

– В этом случае гражданин будет сам регулировать доступ к личной информации.

Анатолия Аксакова, главу Комитета по финансовому рынку Госдумы, спросили, что лежит в основе принятия того или иного законопроекта.

– Мы руководствуемся тем, чтобы люди получали ту или иную услугу быстрее, комфортнее, качественнее. И, наконец, что самое главное, люди должны получать услугу безопасно. Это требование сейчас номер один. И ещё. Мы не должны ничего навязывать людям – всё должно быть на добровольной основе.

«Мы руководствуемся тем, чтобы люди получали ту или иную услугу быстрее, комфортнее, качественнее. И, наконец, что самое главное, люди должны получать услугу безопасно. Это требование сейчас номер один. И ещё. Мы не должны ничего навязывать людям – всё должно быть на добровольной основе», – Анатолий Аксаков, Госдума.

Другим вопросом к Аксакову стал вопрос, с чем связано такое большое количество законопроектов.

– У нас есть дорожная карта, по которой мы двигаемся. С одной стороны, мы отталкиваемся от запросов рынка, с другой – должны предпринимать меры для защиты нашего рынка от внешних угроз. Например, я пользуюсь таким сервисом, как Apple Pay, но пользование этим сервисом нигде не описано. Должны быть правила работы, должно быть понятно регулятору, что это такое. Но подавляющее большинство, – ответил глава думского комитета.

Наконец, отвечать на вопрос, что такое цифровизация, подошла к Владимиру Комлеву, главе Национальной системы платёжных карт (НСПК), оператора карты «МИР»:

– Умение работать с большими данными это и есть цифровизация.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)