При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Аналитический центр НАФИ в ходе опроса выявил портрет российского заёмщика. Оказалось, что заёмными средствами чаще других пользуются родители несовершеннолетних детей.
В результате исследования, участниками которого стали 85 000 респондентов (по 1000 человек из каждого региона), выяснилось, что кредитными продуктами (кредит в банке, кредитная карта, займ) на данный момент пользуются 33% россиян. Кредитная активность опрошенных оказалась тесно связанна с их семейным и трудовым статусом. Наиболее активно занимают средства семьи с детьми и матери-одиночки, а реже всех - неработающие пенсионеры.
Таковы итоги опроса, проведённого в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования стал Аналитический центр НАФИ.
Что касается форм занятости российских заёмщиков, то 41% из них работают (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров), 36% - работают на пенсии, 35% находятся в декретном отпуске и/или заняты домашним хозяйством, 31% - работают, параллельно получая образование (учащиеся, студенты), 27% безработные, 20% - неработающие учащиеся, студенты и ещё 17% - неработающие пенсионеры (в том числе, по инвалидности).
Среди работающих заёмщиков 49% являются руководителями высшего звена предприятия или учреждения, 47% - руководителями подразделения, отдела, 42% при этом являются квалифицированными специалистами (в том числе, медицинскими работниками и преподавателями), 39% относят себя к техническому или обслуживающему персоналу (в том числе, строители, водители, охранники) и 37% являются рабочими.
Один из главных выводов исследования оказался предсказуемым: молодое трудоспособное население занимает деньги значительно чаще пенсионеров.
Однако не только трудовой статус определяет финансовое поведение россиян. Кредитная активность россиян моложе 55 лет во многом зависит от семейного положения. Чаще всех к кредитным продуктам обращаются семьи с двумя несовершеннолетними детьми. Кроме того, очень часто заимствуют средства одинокие матери. Кредиты есть у 45% матерей-одиночек с одним ребенком и у 51% матерей-одиночек с двумя детьми. Семьи без детей обращаются за кредитами реже тех, у кого есть дети. Одинокие и бездетные россияне берут кредиты реже всех.
После 55 лет определяющую роль играет не семейное положение, а трудовой статус. В предпенсионном и пенсионном возрасте работающие люди берут кредиты намного чаще своих неработающих ровесников. Люди старшего возраста тем чаще пользуются кредитными ресурсами, чем выше они находятся по карьерной лестнице.
Ещё один из выводов исследования: финансовый статус слабо влияет на потребность россиян в кредитах. Как выяснилось, в любой из доходных групп (от самых нуждающихся до самых богатых) примерно каждый третий является заёмщиком. При этом закредитованность выше у малоимущих. Среди них особенно велика доля тех, кто отдает на выплаты по кредитам более 30% семейного дохода. 29% таких закредитованных заёмщиков с трудом находят деньги даже на продукты, ещё 23% отметили, что им хватает на продукты, но покупка одежды уже затруднительна.
Каждый третий заёмщик направляет на платежи по кредитам 10% семейного бюджета. 25% тех, у кого есть кредиты, ежемесячно отдают на их погашение от 11 до 20% бюджета. И 16% обладателей кредитов считаются закредитованными, то есть тратят на такие платежи более трети семейного дохода.
В то же время, как показывают недавние исследования, россиянам стали реже одобрять новые кредиты. По крайней мере, в банках. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), собирающего сведения от 4000 кредиторов – банков, в 2019 году доля одобренных заявок на кредиты сократилась на 4,1% и составила 36,9% всех заявок. По итогам 2018 года этот показатель составлял 41%. В НБКИ отмечают, что уровень одобрения заявок снижается второй год подряд, что может быть связано с регуляторными действиями Банка России по сокращению долговой нагрузки граждан, скромной динамикой доходов населения, а также высоким спросом на заемные средства. В бюро также обращают внимание на рост популярности интернет-каналов приема заявок на кредиты, где качество таких заявок обычно ниже, чем в традиционных каналах.
Москва.
обсуждение