Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Что за срочность?

На конференции «Биржевой срочный рынок: взгляд в будущее», которую провели 1 ноября Московская биржа и НАУФОР, говорили о причинах сравнительно невысокой популярности производных финансовых инструментов на российском рынке.

Алгоритмы всё умнее, трейдинг всё быстрее

– По количеству контрактов по нашим валютным фьючерсам мы впереди планеты всей, – сказал председатель правления Московской Биржи Александр Афанасьев, ссылаясь на данные FIA. – В 2013 году однозначно преобладали фьючерсы на фондовые ценности, 2015-й год показал рекордную долю по валютным фьючерсам, а к рынку фондовому охладели… Сейчас прорывным продуктом являются товарные фьючерсы, и снова проявилась активность фондовых фьючерсов.

По словам Александра Афанасьева, тренд мировой биржевой торговли состоит в том, что «наиболее быстрые алгоритмы становятся все умнее, а алготрейдинг – все быстрее». В 2013 году доля алготрейдинга в России была ниже 40%, в 2015 году она стала заметно расти. На развитых рынках эта доля, как правило, составляет более 50%, на развивающихся – менее 40%. Несмотря на это, в России доля алготрейдинга уже превышает 50%.

Проснулся ретейловый спрос

– У нас проснулся ретейловый спрос в стране, – сообщил Александр Афанасьев.

Это произошло из-за низких ставок по депозитам, пояснил он. Выходя из депозитов, инвестор в первую очередь выбирает наиболее консервативные инструменты, то есть ОФЗ. Затем следуют корпоративные бонды и, наконец, акции. Рост ретейловых участников в сегменте акций за последний год составил 33-35%.

Структура участников на срочном рынке и на рынке спот существенно различаются.

– На срочном рынке много трейдинга и недостаточно хеджера, – сказал Афанасьев. – Мы стараемся создать ликвидный рынок в базисном активе, появляется надежный бенчмарк, затем мы создаем инструмент срочного рынка на его основе.

Вторая группа инструментов – это фьючерсы на те активы, которые на московской бирже не представлены.

И третья группа, по выражению Афанасьева, «самая любимая» – биржевые процентные деривативы и СПФИ.

Сергей Майоров, заместитель директора по международной аналитике Департамента стратегии Московской Биржи, перечислил тренды на глобальном срочном рынке. К ним он отнес отход от LIBOR в пользу других индикаторов, а также финтех, блокчейн и т.д.

Ни одна из бирж пока не заявляет о замене коренных торговых систем на ТС на блокчейне, добавил Майоров, говоря о последнем из этих трендов.

Как два крыла

– Срочный рынок – абсолютный чемпион по количеству и скорости транзакций, – отметил Игорь Марич, член Правления, управляющий директор по денежному и срочному рынкам Московской Биржи.

По его словам, срочный рынок «движим двумя основными силами – это российские ретейл-клиенты, которых приводят брокеры, и алгоритмисты, российские и иностранные». «Я не склонен разделять биржевой и внебиржевой срочный рынок, они как два крыла, две руки – очень связанные между собой составляющие», – отметил Марич.

– Мы очень любим, когда у нас есть локальные бенчмарки, и деривативы на эти бенчмарки. Я надеюсь, что это будет новым трендом, – сказал в заключение своей речи Игорь Марич.

Не надо стесняться

Алексей Рыбников, Президент, Председатель Правления СПбМТСБ, напомнил, что два года назад состоялся запуск торгов поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть марки Urals. Одно из направлений работы СПбМТСБ – развитие на своей базе системы электронных тендеров на российскую нефть.

– Не нужно стесняться того, что мы так сильно уповаем на ресурсы государства. В конце концов, если бы оно в свое время не проявило волю, то и биржи бы нашей не было, – сказал Алексей Рыбников.

Что за срочность?
Конференция «Биржевой срочный рынок: взгляд в будущее»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Установил терминал – тест прошел

– Может, для вас это покажется странным, все-таки здесь выборка профессиональная, но люди в подавляющем большинстве считают, что самая стабильная инвестиция – это недвижимость, – сообщил Владимир Яровой, глава отдела развития электронной дистрибуции подразделения электронных рынков, управляющий директор Sberbank CIB.

«Конкурентная среда позволяет и бирже, и Сбербанку видеть себя в качестве маркетплейса для клиента», – отметил Яровой, добавив, что роль эта, безусловно, для многих желанная. (Позже Игорь Марич подискутировал с ним о том, насколько уместно считать Сбербанк маркетплейсом.)

«Массовый инвестор, может быть, финансово не сильно прокачан, но здравым смыслом он точно обладает», – подтвердил он слова предыдущих ораторов, имея в виду предпочтение, отдаваемое консервативным инструментам.

– Если клиент смог установить себе терминал одной известной фирмы, не буду ее называть, смог ключи прописать и т.п., то он уже готов к использованию любых финансовых инструментов, – иронизировал Владимир Яровой.

Одна из главных проблем на срочном рынке – это отсутствие интереса к нему массового инвестора, но «сейчас он как будто бы появился», прокомментировал предыдущие выступления модератор дискуссии, президент НАУФОР Алексей Тимофеев.

«Осознанный приход на рынок»

– Применительно к срочному рынку, о ком вы заботитесь и беспокоитесь? – спросил модератор Елену Ненахову, заместителя руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Представитель Центробанка сосредоточилась на теме категоризации инвесторов – физических лиц.

– Мы не изменяем деление финансовых инструментов на те, которые предназначены для квалифицированных инвесторов, и те, что для неквалифицированных инвесторов. Все остается как было. А что меняется? Взаимодействие брокеров со своими клиентами, – начала свой доклад Елена Ненахова. – Что касается ПФИ организованного рынка, то по умолчанию они не будут доступны.

Чтобы получить доступ к производным инструментам, «особо защищаемый неквалифицированный инвестор» может сдать специальный бесплатный экзамен на сайте биржи либо пройти тестирование у брокера. «В этом случае сам брокер делает экзамен на понимание продукта: понимает ли инвестор, с какими рисками он столкнется при приобретении ПФИ», – пояснила Елена Ненахова.

Если желание купить ПФИ изъявляет простой неквалифицированный инвестор, то брокер может исполнить его поручение, предварительно уведомив о всех рисках. «Наша реформа направлена на то, чтобы улучшить взаимодействие брокера с клиентом, раскрыть ему больше информации. Мы не говорим о том, чтобы запретить покупку тех или иных инструментов», – попыталась убедить слушателей Елена Ненахова. По ее мнению, новый подход к категоризации простимулирует «осознанный приход инвесторов на срочный рынок».

Больше клиентов или меньше жалоб?

Алексей Рыбников предложил встраивать упомянутое Еленой Ненаховой тестирование или экзамен в компьютерную программу, которая необходима для торговли на срочном рынке. Это позволит не нагромождать инфраструктуру.

Владимир Яровой отреагировал на доклад представителя ЦБ целым «букетом» вопросов: «Что мы ожидаем-то? Мы защитим больше физиков? Их станет не 50 000 на срочном рынке, а 100 000? Или меньше жалоб будет? Индустрия понесет расходы. Будет ли больше клиентов? Может, через 10 лет это нужно делать, когда этих инвесторов будет миллионов пять хотя бы?»

– Нельзя рассматривать нашу реформу категоризации инвесторов в отрыве от всех остальных направлений, реализуемых Центробанком, – ответила Елена Ненахова. Одно из этих направлений, напомнила она, – это монетизация, привлечение розничных инвесторов на финансовый рынок. Темпы роста интереса населения к финансовому рынку сохраняются на высоком уровне. Очень важно, чтобы клиент «осознанно приходил на рынок» и не уходил оттуда неудовлетворенным. «Даже если он понесет какие-то потери, то он должен понимать, почему он их понес», – привела пример Елена Ненахова.

– В массе своей клиент и так идет в бонды, – ответил Владимир Яровой.

160 тысяч рублей и лотерейные билеты

– Мы делали исследование и выяснили, что психологическое изменение предпочтений инвестора начинается с суммы в 160 тысяч рублей. Имея эту сумму инвестиций или больше, люди становятся более консервативными, – сообщил об изысканиях НАУФОР Алексей Тимофеев.

– Давайте не будем пытаться отрегулировать все до мышей, – призвал регулятора Алексей Рыбников. – Если человек готов потерять на срочном рынке 100 тысяч рублей, дайте ему эту возможность. Оставьте люфт.

На что Елена Ненахова ответила, что нынешний проект системы категоризации инвесторов как раз предусматривает такой люфт, правда, на уровне 50 тысяч рублей. На эту сумму любой инвестор сможет купить все что угодно.

– Предлагаю запретить покупать лотерейные билеты, пока опцион не покупал! – внес шуточное предложение Владимир Яровой.

Рынка нет, пока нет хеджеров

Вторая сессия конференции называлась «Срочный рынок и реальный сектор».

– У нас нет срочного товарного рынка, и мне бы очень хотелось, чтобы мы эту тенденцию переломили, – сообщил свой взгляд Павел Иванов, начальник отдела товарного рынка Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Центрального Банка Российской Федерации. – А кому все это нужно, и почему этого нет? У нас нет хеджеров, которые обеспечивают глубину этого рынка.

Рынок газа – это «тот продукт, на который деривативы сами просятся», сказал Иванов. К этой же категории он причислил сельскохозяйственное производство.

Бензин, зерно, металлы

Никита Захаров, начальник Управления развития рынка деривативов СПбМТСБ, рассказал об индикаторах и инструментарии срочного рынка товарно-сырьевой биржи. Он напомнил о запуске летом 2018 года фьючерса на бензин, который возымел популярность. В октябре также стартовал фьючерс на поставку сжиженных углеводородных газов. В перспективе рынку может быть интересен фьючерс на индекс цен авиакеросина, добавил Никита Захаров.

Управляющий директор Департамента развития бизнеса Московской Биржи Кирилл Пестов, модерировавший беседу, доложил об успехах столичной биржи в области срочного товарного рынка. Оборот по фьючерсу на нефть марки Brent составляет более миллиарда долларов в день. По его словам, это самый популярный фьючерс на срочном рынке. Не так давно запущены фьючерсы на золото и на линейку цветных металлов.

Дмитрий Миронов, генеральный директор «Газэнергосеть Санкт-Петербург», пошутил: «раньше, когда приходили люди, которые рассказывали про фьючерсы, опционы, спреды, они воспринимались, как какая-то секта». Теперь, по словам Миронова, отношение реального сектора поменялось, появился интерес к производным финансовым инструментам. Тем не менее, препятствия развития срочного рынка заключаются в «отсутствии культуры» и в низком интересе производителей.

Руководитель департамента товарных рынков БКС Брокер Дмитрий Шувалов напомнил, что компания работает на зерновом рынке. «На 2019-й год мы запланировали еще целый букет деривативов», – анонсировал Шувалов.

В дискуссии также приняли участие начальник Управления ценового контроллинга и биржевой торговли «Газпром нефть» Алексей Сергеев, глава Группы по работе с корпорациями «Ренессанс Капитал» Сергей Станковский, генеральный директор «Зарнестсервис» (Группа компаний «Зарубежнефть») Владимир Лиман.

Следующие сессии конференции были посвящены спросу на деривативы со стороны институциональных инвесторов и алгоритмической торговле.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)