При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
1 апреля 2022 года, вместе со вступлением в силу закона о категоризации инвесторов, регулятор должен пересмотреть наложенный ещё в декабре 2020 года мораторий на продажу структурных продуктов неквалифицированным инвесторам. Каким будет новое регулирование для таких инструментов и чем тут могут помочь рейтинговые агентства?
АКРА и Московская биржа организовали 13 апреля специальную конференцию на острую в настоящее время тему структурных продуктов. В свете недавнего заперта со стороны Банка России продавать такие инструменты неквалифицированным инвесторам и будущей их судьбы как класса активов.
«Реакция ЦБ была непропорциональна»
Алексей Тимофеев, президент НАУФОР, в очередной раз высказал свою критическую позицию по поводу запрета:
– Реакция ЦБ была непропорциональна, потому что запрет – это исключительная мера. Масштабы проблемы оказались не так велики, как реакция ЦБ на них.
По его словам, объём рынка структурных продуктов (СП) составляет около 600 млрд рублей, 500 млрд из которых приходится на крупных институциональных инвесторов, остальные 100 млрд приходится, преимущественно, на квалифицированных инвесторов.
Тимофеев уверен, что ЦБ мог точечно найти недобросовестных продавцов СП и наказать их, не налагая мораторий на целый класс активов.
Эксперт подчеркнул, что структурные продукты структурным рознь.
Главным вопросом сейчас он считает вопрос, какая судьба ждёт СП после 1 апреля 2022 года.
В НАУФОРе поддерживают идею сделать классификатор для СП – совместно с регулятором. И прописать данный институт в законопроекте, который находится в Госдуме.
Инвесторов всё больше, а вот размер чека снижается
Глеб Шевеленков, директор департамента долгового рынка Московской биржи, в свою очередь, привёл свою статистику по теме.
По данным биржи, в последние кварталы наблюдается противоречивая динамика: количество новых брокерских счетов увеличивается, однако средний размер депозита – уменьшается:
– Темпами в 19% в квартал примерно снижается средний чек.
По его словам, наибольший интерес к СП проявляют клиенты, у которых на счету 0,5-1 млн рублей.
«Наибольший интерес к структурным продуктам проявляют клиенты, у которых на счету 0,5-1 млн рублей. В связи с запретом вырос спрос на облигации второго и третьего эшелонов», – Глеб Шевеленков, Московская биржа
– Мы видим, что предпочтения физиков смещены в сторону банковских СП. Но в последнее время – в связи с острой дискуссией – банки заметно снизили выпуск таких СП.
Биржевик также сообщил, что в последнее время выросли спреды по СП: было 1,5-2%, стало – 4-6%.
Московская биржа – в качестве вклада в решение проблемы – публикует КИДы (ключевые информационные документы) по СП, в которых содержится информация по рыночным рискам.
Глеб Шевеленков также сообщил, что в связи с запретом ЦБ, спрос «неквалов» сместился в сторону 2-го и 3-его эшелонов облигаций.
«Информировать клиентов – недостаточно»
Ростислав Кокорев, глава экспертного совета по защите прав розничных инвесторов при Банке России, привёл статистику ЦБ от 1 апреля 2021 года, согласно которой реализованная доходность СП по итогам 2020 года составила 3,8%, что существенно меньше, чем по депозиту:
– О какой защите капитала можно говорить? Если даже инфляцию инвесторы «не отбили».
Он также раскритиковал универсального рецепта – информирования клиентов – для повышения цивилизованности рынка СП.
– Информирования явно недостаточно – клиента необходимо вести за руку. Мы видим. как топ-менеджеры понимают проблему мисселинга, а у линейные менеджеров свой KPI. Царь хороший, бояре – плохие.
«Информирования явно недостаточно – клиента необходимо вести за руку. Топ-менеджеры понимают проблему мисселинга, а у линейных менеджеров свой KPI», – Ростислав Кокорев, ЦБ
Эксперт привёл в пример итоги недавно закончившихся курсов при МГУ:
– Мы решили сделать контрольный срез – как наши абитуриенты усвоили материал, и были шокированы, что только треть из них правильно ответила на вопросы про очень простые СП.
Структурные продукты помогают тем, кто инвестирует на короткий период
Эдвард Голосов, заместитель председателя правления по инвестиционному и страховому бизнесу «БКС Мир инвестиций», усомнился в статистике от ЦБ:
– Статистика ЦБ и наша – про разные инструменты. У них – по облигациям с защитой капитала, а у нас, преимущественно, без таковой или с частичной защитой.
Он рассказал, что 70% клиентов БКС имеют статус квалифицированных клиентов – так сложилось исторически.
По его словам, СП нужны тем инвесторам, которые инвестируют на короткий период.
– Известно, что чем длиннее горизонт инвестирования, тем ниже риск. СП такому инвестору не нужны. А вот если человек инвестирует на 1-2 года, то СП как раз и призваны помочь инвестору не потерять свои сбережения.
По его данным, по нотам, выпущенным БКС с 2015 года, среднегодовая доходность в долларах составила 23%, в рублях – 33%.
Он призвал распространять не примеры, связанные в мисселингом, а положительные примеры:
– Надо говорить больше о хорошем.
Эксперт также призвал использовать опыт европейского MIFID для регулирования СП:
– Это сбалансированная система и стоит взять её за основу.
Самым лучшим борцом с миспрайсингом является сам рынок:
– Чтобы у клиента был выбор – выбрать лучший продукт.
«Регулятор должен направлять людей»
О необходимости «вести клиента за руку» говорил и Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Минфина.
– Уверен, что регулятор должен направлять людей. Нужно создать такую архитектуру СП, которая бы была в долгосрочных интересах клиентов.
Он призвал проводить работу по следующим направлениям: 1) Повышение финансовой грамотности; 2) Комплексное регулирование и, иногда, запрет. Минимизация запретов; 3) Повышение прозрачности с помощью участия рейтинговых агентств.
Представитель Минфина также призвал совершенствовать систему мотивации линейных менеджеров, которые непосредственно СП и продают.
Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России, поднял проблему рейтингов СП:
– У нас нет рейтингов СП. В этой связи стоит подумать над имплементацией европейского The Markets in Financial Instruments Directive (MIFID).
По его словам, рынок СП находится на нулевой стадии развития:
– И поэтому сейчас важно создать базовые инструменты – коробочные стандартные СП. Массовый выпуск таких продуктов будет недорогим для инвесторов. А потом уже приступать к выпуску нишевых СП, которые будет дороже.
Роль ЦБ эксперт видит в том, чтобы проконтролировать, есть ли паспорт у инструмента и сделан ли он добросовестно:
– Регулятор не должен принимать инвестиционные решения.
СП могут быть сконструированы под любого инвестора
Павел Васильев, руководитель подразделения инвестиционных и секьюритизированных продуктов Сбербанка, рассказал об опыте работы с СП в его банке.
– Чем прекрасны и ужасны СП? Тем, что они могут быть сконструированы для любого инвестора.
Работу по информированию клиентов в банке проводят через портал «Инвестиции доходчиво».
– Мы поддерживаем клиента, отбирая для него идеи, через частое сито. Из 30 идей только одна доживает до продукта. Есть этап «претрейда» – для получения информации. На этапе «трейда» клиент получает КИД. Потом идёт этап звонка от менеджера – с целью убедиться, правильно ли клиент понимает условия инструмента и уровень риска. Если не понимает, у клиента есть возможность снять заявку. Если клиент принимает решение, мы поддерживаем его в течение жизни продукта.
Павел Васильев рассказал, что в банке давно приняли решения делать паспорта СП – до запрета в декабре 2020 году.
– В прошлом году мы запустили собственные индексы.
Оценка рыночного риска
Наконец, Владимир Сноркин, управляющий директор — руководитель методологической группы АКРА, презентовал Концепцию присвоения некредитных рейтингов структурным продуктам.
По его словам, необходимые компетенции для рейтингования рыночных рисков СП у агентства есть. Эксперт также предложил ввести в законодательство такое новое понятие, как «Оценка рыночного риска».
«Я не сторонник навязывания новых инструментов через регулирование. Оценивать рыночный риск стоит тогда, когда сам рынок об этом попросит», – Михаил Сухов, АКРА
Михаил Сухов, генеральный директор АКРА, модератор конференции, подвёл её итоги.
Он поддержал идею создать систему мотивации линейных продавцов СП:
– Возможно, через механизм отложенных бонусов в течение 3-х лет.
Кроме этого, глава АКРА отметил необходимость участия СРО в классификации СП.
Говоря об оценке рыночных рисков СП, эксперт предложил подумать:
– Я не сторонник навязывания новых инструментов через регулирование. Считаю, что нужно делать точечно и только тогда, когда рынок запросит об этом сам. Кроме того, нужно дать возможность делать рейтинги не только рейтинговым агентствам.
Москва.
обсуждение