При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Станет ли среднестатистический россиянин доказывать в магазине, что его обсчитали? Потребует ли пересмотреть неверный счёт за услуги ЖКХ? Знают ли наши сограждане основной закон? И, наконец, какого они мнения о профессиональных юристах?
Аналитический центр НАФИ 20 ноября в ТАСС представил результаты исследования уровня правовой грамотности россиян, проведённое при поддержке национальной юридической службы Амулекс. В ходе исследования, которое проводилось в сентябре в 46 регионах России, были опрошены 1600 человек старше 18 лет.
На полпути
За последний год 25% граждан сталкивались с нарушением своих прав в тех или иных областях жизни. Но, как сразу оговорилась генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева, этот показатель может быть занижен по психологическим причинам.
Чаще всего нарушение прав происходило в сфере ЖКХ (29%), при получении медицинских услуг (28%), в сфере трудовых отношений (27%), розничной торговли (25%) и т.д. Финансовые услуги со своими 8% – лишь на восьмом месте.
Аналитический центр НАФИ вывел показатель под названием «Индекс правовой грамотности россиян». Он составил 54 пункта из 100 возможных. «Мы на полпути», – прокомментировала результат Гузелия Имаева.
В ходе опроса россиян для начала просили самостоятельно оценить собственный уровень правовой грамотности. Соотечественники оказались довольно самокритичными. Большинство оценили свой уровень как низкий или средний. Лучшего мнения о своём уровне правовой грамотности оказались респонденты молодого возраста, занимающие руководящие должности, а также люди с высоким уровнем дохода.
– Наибольшие пробелы у нас в знании Конституции. Об этом, наверно, надо говорить со школьной семьи. – сказала Гузелия Имаева.
Больше половины россиян не помнят, что Россия – светское государство, и, получив вопрос «Какая в России государственная религия?», не задумываясь, называли ее.
Отстаивать будем?
Примерно треть россиян декларировали, что занимают активную гражданскую позицию в вопросах защиты своих прав. 13% россиян считают, что отстаивать свои права не нужно, потому что это бесполезно. Им в НАФИ дали наименование «правовые нигилисты». 40% соотечественников – за то, чтобы отстаивать свои права «в отдельных случаях».
Однако не всё так просто, как на бумаге. Установлено, что в теории люди часто готовы бороться за правду, но на практике делают это не всегда.
Между самыми грамотными и самыми слабыми в правовом вопросе россиянами – очень большой разрыв. Так, самые уязвимые 10% опрошенных россиян имеют индекс правовой грамотности 17 процентных пунктов, а самые осведомлённые – 88 п.п.
Но есть и положительный момент. Две трети опрошенных хотели бы повысить свою осведомлённость в вопросах права.
Как полагается, в НАФИ сделали и гендерный «срез». Оказалось, что уровень правовой грамотности одинаковый как среди женщин, так и среди мужчин, но женщины проявляют больший интерес к получению новых знаний в правовой сфере. Кроме того, дамы демонстрируют больше доверия к профессиональной юридической помощи.
В целом же россиян отличает скептицизм по отношению к услугам юристов.
Пойти к юристу?! Лучше удалённо…
– Вы же понимаете, для того чтобы пойти к юристу, надо сначала как-то одеться, как-то подготовиться, и даже это уже иногда является камнем преткновения, – сказал генеральный директор национальной юридической службы Амулекс Дмитрий Макаренко.
Дистанционные юридические сервисы приобретают всё большую популярность. «Юриспруденция переходит в формат LegalTech», – добавил чуть позже Дмитрий Макаренко.
– С того момента, когда человек поймёт, что огромное количество великолепных законов, написанных в России, можно применять к собственной выгоде, он начнёт интересоваться этой областью, – убеждён Макаренко.
Вероятность победы в суде – 80%
– Тот уровень правовой грамотности, который есть, ясно, нас не устраивает и нуждается в повышении, – заявил Олег Прусаков, начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора, – Право на просвещение у нас заложено в законе.
Но не все прописанные законодательно механизмы просвещения в полной мере реализованы. «Подвижки есть, очень много учебников распространяются по субъектам Российской Федерации», – отметил Олег Прусаков. В стране работают 800 центров консультирования и информирования Роспотребнадзора. «Но этого всё равно этого мало», подчеркнул представитель правозащитного ведомства.
«Те россияне, которые считают бесполезным отстаивать свои права, безусловно, заблуждаются», – заверил журналистов Олег Прусаков. Более 80% дел, связанных с нарушением прав потребителей, завершается в пользу истцов. А по некоторым сегментам – до 97%.
Финансовый рынок может выдохнуть
Казалось бы, все только и говорят, что о недобросовестных поставщиках финансовых услуг. Однако, как показало исследование НАФИ, они не самые частые нарушители прав россиян. Почему же на первом месте оказался жилищно-коммунальный комплекс?
Жилищное законодательство в России написано таким образом, что оно рассчитано на достаточно высокую активность и правовую грамотность граждан, пояснил Олег Прусаков. На деле же эти качества у большинства, к сожалению, отсутствуют.
– В результате более активные, нахрапистые, манипулируют остальными, с низким уровнем правовой грамотности, особенно в жилищно-коммунальной сфере, – констатировал Прусаков.
Это привело к тому, что, скажем, управляющие компании абсолютного большинства жилых домов выбраны нелегитимно.
– Финансовая сфера может выдохнуть, – обрадовалась Гузелия Имаева.
– В финансовой сфере знания нужны несколько другого уровня, чтобы понять, нарушается там что-то вообще или нет, – предположил Дмитрий Макаренко.
– С одной стороны, сыграло свою роль то, что у нас усилилось регулирование в сфере предоставления финансовых услуг. С другой стороны, совершенствуется правоприменительная практика, – привел ещё одно объяснение Олег Прусаков. – Но при этом финансовые институты – страховые компании, банковское сообщество и другие – долгое время очень активно себя позиционировали так, что граждане при общении с ними якобы не являются потребителями. Действительно, положения закона («О защите прав потребителей» – прим.ред.) не адаптированы к финансовой сфере. Но это не означает, что общие его положения не действуют.
Олег Прусаков призвал бизнес не считать «потребительским экстремизмом» умение граждан пользоваться своими правами на законных основаниях.
Москва.
обсуждение