Четверг, 21.11.2024
×
Краудинвестиции вызывают вопросы

«Плохим» заемщикам могут закрыть доступ к кредитам

Аа +
+5 -0

5 апреля в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция: «Финансовая доступность в России: мир ограниченных возможностей?», в ходе которой были представлены результаты отчета Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской федерации».

Россияне пока предпочитают брать взаймы у банков, нежели вносить свои сбережения на депозитные счета, заявил на пресс-конференции начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаила Мамута. По его мнению, это создает определенные риски для устойчивости финансовой системы РФ в долгосрочной перспективе.

«У нас количество сберегателей на сегодня ниже, чем количество получателей кредитов. С точки зрения долгосрочной устойчивости финансовой системы должно быть как минимум одинаково, а лучше – наоборот», - сказал Михаил Мамута журналистам.

«Необходимо стремиться к тому, чтобы росло число сберегателей, чтобы сбережения были доступны для разных групп населения, и граждане могли сберегать, даже если они начинают с очень маленькой суммы», - уверен представитель регулятора. По его словам, хотя в мировой практике создание специальных депозитных продуктов для малообеспеченных групп населения является дорогим для банков, такая практика полезна.

По словам Михаила Мамуты разница между сберегателями и заемщиками - следствие недостаточной подкованности населения в финансовых вопросах. Схожие результаты опубликованы в отчете Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Согласно отчету, 55% россиян оценивают свои навыки и знания по управлению деньгами на 1-2 балла из 5 максимальных. 21% взрослого населения России вообще не пользуются никакими банковскими услугами.

Самыми популярными банковскими продуктами являются расчетные (так называемые зарплатные) пластиковые карты. Они (в том числе и депозитные) имеются у 64% населения.

Второй по популярности банковский продукт – кредит. О наличии действующего займа сообщили 29% россиян. При этом почти десятая часть опрошенных (8%) имеют «проблемный» заем (были просрочки платежей, выплаты по кредитам составляют более 30% дохода, что является критическим уровнем). Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян отметил, что растет число тех, кто вынужден тратить на обслуживание долга 50% и выше от доходов домохозяйств. Увеличивается и просрочка.

В конце 2015 года ЦБ сообщил, что доля просроченных кредитов физлиц увеличилась до 10,7% против 7,9%, зафиксированных 1 января 2015 года. Это рекорд за весь период наблюдений – с начала 2008 года.

Основной вклад в рост просрочки вносят потребительские кредиты, включая ссуды на приобретение товаров в магазинах и платежи за займы по кредитным картам. Общая сумма «плохих» долгов к сентябрю 2015 выросла до 1,1 трлн руб. по сравнению с 9,4 млрд руб. месяцем ранее.

Примечательно, что 15% россиян, согласно отчету НАФИ, согласны, что возвращать кредит не обязательно при наличии веских оснований. Среди основных причин не отдавать долг банку назвали форс-мажорные обстоятельства: болезнь, потеря работы и т.д. Часть респондентов полагает, что манкировать своими финансовыми обязательствами можно, если, по их мнению, банк повел себя недобросовестно – не разъяснил в деталях, во сколько именно заемщику обойдется обслуживание долга. И, наконец, некоторые уверены, что кредит не надо возвращать, если гражданин не рассчитал свои возможности, и это выглядит совсем наивно.

В свою очередь директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев сообщил о проработке предложений по ограничению для банков в выдаче кредитов «плохим» заемщикам из числа физических лиц.

«Сейчас обсуждаются предложения о введении определенных ограничений, в том числе для банковских организаций в предоставлении кредитов заемщикам, имеющим определенную кредитную историю, имеющим просрочки в обслуживании задолженности в предыдущие периоды», - сказал Андрей Бокарев.

На наличие сбережений в банке указали 18% респондентов. Существенную разницу между теми, кто имеет кредит и вклад, можно связать с относительно низким уровнем сбережений – четверть участников исследования сообщили, что им просто нечего копить, у трети личной «подушки безопасности» хватит всего на месяц. Низкую активность в отношении депозитов можно объяснить также общим падением реальных доходов населения. К началу 2016 года реальные располагаемые денежные доходы, по данным Росстата, снизились на 4%, а реальная заработная плата – на 9,5%. В отчете НАФИ отмечается, что 33% опрошенных относят себя к домохозяйствам с минимальными финансовыми ресурсами – им хватает средств только на еду.

Весьма скромные показатели и у той аудитории, которая пользуется банковскими услугами дистанционно. НАФИ разделила респондентов на группы с высокой и минимальной финансовой грамотностью. Из первый группы, даже несмотря на хорошую осведомленность об основных макроэкономических понятиях, таких как инфляция, ключевая ставка, взаимосвязь между доходностью и рисками, всего 25% пользуются мобильным банком. У второй группы этот показатель составляет только 4%.

В НАФИ сделали вывод, что при отсутствии ярко выраженных проблем, связанных с числом точек доступа к банковским услугам, подобная картина иллюстрирует низкий уровень общей финансовой грамотности и информированности населения.

Как пояснил Михаил Мамута, регулятор готов продолжить работу по увеличению знаний населения о финансовом секторе и улучшению понимания основных принципов работы банков. Потенциальный пользователь банковских услуг должен четко понимать, что такое процентная ставка по кредиту, как рассчитываются сложные проценты, как оценить личные риски и т.д.

Гарегин Тосунян добавил, что кредит будет менее болезненным, если его обслуживание не превысит 30% дохода домохозяйства. Во всех остальных случаях заемщику следует максимально взвешенно оценивать свои возможности и стараться избегать кредитов, желание оформить которые возникает стихийно и основано не столько на разуме, сколько на эмоциях.

Президент АРБ подчеркнул, что российские банки готовы разделить совместную ответственность с регуляторами – Минфином и ЦБ РФ – по повышению финансовой грамотности населения. «Это наш хлеб, но для всех будет лучше, если гражданин, пришедший в банк, имеет адекватные представления о займе и соотносит свои доходы с будущими расходами по обслуживанию кредита», - подытожил Гарегин Тосунян.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+5 -0
1256
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Китайский технологический гигант Baidu сообщил о падении выручки в третьем квартале на 3%, поскольку компания столкнулась со слабыми расходами со стороны клиентов на свои рекламные услуги в условиях вялой экономики. Несмотря на это, компания превзошла ожидания рынка, чему способствовал рост в сегменте облачных технологий и искусственного интеллекта. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)