При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В деловом сообществе опасаются, что нововведения в налоговом законодательстве осложнят работу малого бизнеса.
При обсуждении изменений в налоговом законодательстве большинство граждан волнуется о переходе к прогрессивной шкале налога на доход физлиц. Продвинутые частные инвесторы так же знают о практически неизбежном поднятии налога на прибыль организаций. Но это далеко не всё, что изменится с нового года (здесь надо было бы оговориться, мол, если законы примут, но мы же понимаем, что повышение налогов неизбежно и все чтения законопроект пройдет и будет подписан).
«Палата налоговых консультантов» провела в Петербурге конференцию, где обсудила нововведения.
НДС опускается на новый уровень
Старший партнёр, руководитель налоговой и административной практики компании «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская констатировала, что с 1 января 2025 года упрощенная система налогообложения де-факто перестанет существовать в существующем виде.
Формально «упрощенка» для предприятий с выручкой до 60 млн руб. останется. Но необходимо заранее подать заявление об использовании этой системы. Не подали – вы по умолчанию плательщик НДС со ставками 20% и 10%.
Законодатель хотел снизить нагрузку на бизнес, в том числе на бухгалтерское обслуживание. Но теперь бухгалтер должен будет вести Книгу продаж.
«В нашем понимании НДС это исходящий минус входящий НДС. Но мы как обычно своим путем. Свыше 60 млн руб. выручка – мы не ведем книгу покупок и входящий НДС не взять. Те 5% это будет по факту «Упрощенный налог с продаж», – обозначила эксперт проблему.
Как не пострадать в «дробилке»
Партнер департамента юридического и налогового консультирования компании КЕРТ Галина Акчурина рассказала, как в новых условиях будет решаться проблема дробления бизнеса. Это когда есть подозрения (иногда веские, а иногда нет) в формальном разделении компании с целью получения всевозможных преференций, предназначенных для малого бизнеса.
«Президент недавно упоминал об этой проблеме. Есть очевидное несовершенство законодательства, есть факты злоупотребления бизнеса, в том числе крупного», – пояснила эксперт.
Она считает, что очень хорошо, что появляется формальное определение «дробление». Тогда и для налоговой понятно как действовать, и для предприятий. Ведь защита от претензий должна идти по понятным правилам.
Например, экономическая обоснованность арендной платы часто вызывает споры. В более широком смысле, отметила Галина Акчурина, важно понимать разницу дробления организации и дробления деятельности. Иначе все холдинги можно подвести под наказание.
Основные налоговые претензии, связанные со структурированием бизнеса в рамках группы лиц касаются обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды. Это включает обвинения в манипулировании ценами, присоединении убыточных компаний в целях уклонения от уплаты налогов. Также часто встречаются обвинения в экономической необоснованности расходов, в т.ч. в связи с тем, что расходы были понесены в интересах всей группы компаний или в интересах других аффилированных лиц. Безвозмездное предоставление товаров, работ, услуг в рамках единой группы компаний так же может вызвать претензию.
Вычет получат не все
Генеральный директор компании Blcons Group Audut Departement Мария Стригалева выступила о том, как как сохранить доходность бизнеса и осуществлять инвестиционную деятельность.
«Анализируя предусмотренные законопроектом изменения, направленные на повышение налоговых ставок и введение дополнительного налогового бремени для упрощенцев, я прихожу к выводу, что в основном эти изменения направлены на увеличение доходов федерального бюджета», – заявила она.
Дополнительные 5% налога на прибыль (при увеличении этого налога с 20% до 25%) будут зачисляться полностью в федеральный бюджет.
Увеличение ставки налога коснется также IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации, для которых на период до 2024 года включительно была предусмотрена нулевая ставка налога. Законопроектом запланировано, что в 2025-2027 годах такие компании будут исчислять налог по ставке 5%, и зачисляться он будет также в федеральный бюджет.
Осуществление инвестиций всегда предполагает определение объема капиталовложений и срока окупаемости инвестиционного проекта. Условия налогообложения, в том числе налоговые льготы, оказывают существенное влияние на решения инвесторов. Но еще большее значение уделяется вопросу стабильности правил, исходя из которых рассчитывался бюджет инвестиций и бизнес-план проекта, напомнила Мария Стригалева.
В связи с этим важным элементом государственной поддержки и поощрения инвестиций являются гарантии не изменения уровня налоговой нагрузки в течение согласованного срока реализации инвестпроекта.
На сегодня, помимо положений Налогового кодекса, такие гарантии предусматриваются также и иными федеральными законами (например, «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» от 01.04.2020 № 69-ФЗ и пр.).
Обсуждаемый законопроект не содержит каких-либо изменений, касающихся данных аспектов.
В дополнение к инвестиционному налоговому вычету (ст. 286.1 НК), который зависит от решений субъектов России, в законопроекте содержатся положения о новом виде вычета – федеральном инвестиционном вычете. При этом устанавливаются общие правила применения такого федерального вычета, которые во многом схожи с инвестиционным.
Так же, как и при применении инвестиционного налогового вычета, уменьшению будет подлежать сумма налога / авансового платежа (но зачисляемая в федеральный бюджет), и неиспользованный вычет предыдущих налоговых периодов может уменьшить сумму налога / авансового платежа текущего периода. Однако федеральный инвествычет не может превышать 50% от суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств или нематериальных активов (или изменения такой стоимости).
Категории налогоплательщиков, характеристики основных средств и нематериальных активов, порядок определения величины вычета и некоторые иные условия должны быть утверждены правительством России. На данный момент в СМИ опубликована информация, что право на применение федерального инвествычета планируется закрепить в отношении проектов «технологического суверенитета и структурной адаптации». В перечень соответствующих проектов включены 13 отраслей, а ведение перечня обеспечивает ВЭБ.РФ на основании сведений, получаемых им от кредитных организаций, финансирующих такие проекты.
Стригалева отметила, что компаниям, планирующим инвестиции, всегда целесообразно оценивать и сопоставлять эффект от получения предусмотренных налоговых льгот с экономическим результатом, возможным при амортизации имущества в обычном порядке.
Если обобщить итоги конференции, то можно сделать некоторые выводы.
1. Эксперты считают, что подъем налогов – не реформа. Это скорее «донастройка» источников доходов казны.
2. Повышение налогового бремени (по НДС, по налогу на прибыль, введение налога на прибыль для IT-компаний) происходит в пользу федерального центра.
3. Малый бизнес волнует не ставка НДС, который необходимо будет уплачивать, а администрирование. Бухгалтерия плательщика при НДС и бухгалтерия при «упрощенке» – это «две большие разницы». На самом деле НДС это не только необходимость вести Книгу продаж, но и счета-фактуры, Книгу покупок, раздельный учет по облагаемым и необлагаемым НДС операциям и пр.
4. Больше будет желающих дробить бизнес. Просто потому, что рискнуть будет больше стимулов.
Петербург.
обсуждение