При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В случае возникновения спорной ситуации с микрофинансовыми организациями заемщики смогут обращаться к независимому посреднику — медиатору. Об этом «Известиям» рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Медиация позволит более эффективно взыскивать долги по микрозаймам, считают эксперты.
Как пояснил «Известиям» Михаил Мамута, процедура медиации позволит заемщику и кредитору решать возникшие разногласия имущественного и неимущественного характера в досудебном порядке. Медиатора будет назначать арбитраж — туда сможет обратиться как заемщик, так и кредитор. Наличие медиативной оговорки в договорах на выдачу микрозаймов будет одним из требований стандартов деятельности микрофинансовых организаций (МФО), пообещал Михаил Мамута.
— Это удобно как заемщику, который сможет быстро и бесплатно урегулировать имеющиеся проблемы, не обращаясь в суд, так и МФО, которая сохранит партнерские отношения с клиентом, — пояснил Михаил Мамута.
Процедура медиации может использоваться, например, для урегулирования вопросов, связанных с возникновением просроченной задолженности. Развитие института досудебного разрешения споров между гражданами и микрофинансовыми организациями соответствует международной практике и поддерживается ЦБ, отметил Михаил Мамута.
Он не уточнил, когда именно планируется внедрение нового стандарта на практике. Заемщики и МФО смогут обратиться к медиатору для урегулирования спора в любой арбитражный суд. Медиатор в соответствии с профстандартом должен иметь высшее образование — магистратура, специалитет, курсы повышения квалификации, опыт работы не менее двух лет по специальности. Он должен знать основы гражданского права, закон о медиации (193-ФЗ, по которому стороны должны разрешить спор не менее чем за 60 дней).
Как правило, медиатор работает за гонорар. Стоимость его услуг начинается от 1 тыс. рублей в час, его услуги будет оплачивать МФО. В дальнейшем, когда будет принят закон о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, обращение к медиаторам станет бесплатным и для кредиторов, уточнил источник, близкий к ЦБ. Рассмотрение законопроекта о финансовом уполномоченном, внесенного в Госдуму в 2014 году, во втором чтении пока не назначено. В первом чтении документ был принят 1 июля 2014 года.
По данным «Эксперт РА», сейчас объем выданных микрозаймов составляет 86 млрд рублей. Просроченная задолженность на один и более дней в портфеле микрозаймов оценивается в 40–50%, из них 20–24% на срок от 90 дней. При этом в банках просрочено 5,6% выданных ссуд.
Ведущий аналитик по рейтингам кредитных организаций агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин считает, что процедуры медиации теоретически могут показать большую эффективность, чем судебный механизм решения споров. По словам эксперта, необходимо два-три года для полноценного тестирования медиации для сравнения доли взысканной задолженности по микрозаймам в рамках этого механизма и в арбитражах.
— Медиация после отработки ее механизмов на практике позволит урегулировать долг уже на 60–100-й день просрочки, тогда как суды обычно выносят итоговое решение только через 200–300 дней с момента возникновения долга, — предположил Иван Уклеин. — Более 95% исков по микрофинансовым спорам подаются МФО и касаются выхода на просрочку. Суды, как правило, выносят положительные решения в пользу кредиторов. Но из-за низких доходов микрозаемщиков иски часто удовлетворяются лишь частично или с отсрочкой.
По мнению юриста компании «Юков и партнеры» Екатерины Сопко, включение медиативной оговорки в договоры микрозаймов нецелесообразно: это добровольная процедура, к которой стороны спора могут обратиться по взаимному согласию.
— Соответственно, если стороны изначально не намерены договариваться, медиативная оговорка только затянет обращение в суд, а недобросовестная сторона конфликта сможет воспользоваться этим в своих интересах, — сказала Екатерина Сопко.
По данным ЦБ, в 2016 году на МФО поступило 11,9 тыс. жалоб по различным вопросам против 3 тыс. в 2014-м и 6,3 тыс. в 2015 году. На заявления о невозможности вернуть долг пришлось 12% всех жалоб.
обсуждение