При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Сегодня моему индексу Т-12 исполнилось 9 лет – 108 месяцев наблюдений с 4 октября 2015 года.
Если не ошибаюсь, это проект, не имеющий прямых аналогов. Цели проекта – понять, можно ли в век информационных технологий самостоятельно составлять ценовые индикаторы, конкурирующие с профессиональными показателями в части мониторинга изменений цен и их уровня, а также понять, как можно преодолеть хроническое недоверие населения к индикаторам официальной инфляции. Действительно, это удивительный парадок, за последние 2 года средний спред между официальной и воспринимаемой населением инфляцией составлял 7,5 процентных пункта при среднем уровне инфляции 7,8% (!!!), достигая в некоторые месяцы значения 12,6 процентных пунктов. И это расхождение носит стабильный характер.
Что мне удалось достичь? Построить простые показатели инфляции, неплохо предсказывающие тренды в движении общего уровня инфляции и изменений цен отдельных групп товаров (овощей, фруктов, просто продовольственных товаров). Т-12 – один из них. Например, в сложные пандемийные месяцы он хорошо показывал рост инфляции, когда Банк России несколько месяцев не проводил опросы инфляционных ожиданий населения. Индекс Т-12 получил некоторую известность, он привлек внимание общественности к необходимости создания альтернатив для наблюдения за инфляцией. О Т-12 рассказывал Блумберг, его обсуждали на «Эхо Москвы», я несколько раз рассказывал о своем проекте по ТВ.
Появившийся в 2019 г. мой индекс динамики топливных цен, претендует на более значимый вклад в прогнозирование общего уровня официальной инфляции, отражая ориентиры по инфляции государственных ведомств, таргетирующих цены с помощью топливного демпфера. Этот индекс показывает, что простому экономисту по плечам с помощью очень несложного индикатора неплохо предвидеть даже уровень будущей инфляции.
Работа с Т-12 за 9 лет дала хорошие представления о том, как работает административный контроль за ценами, как менялся ассортимент ряда товаров в магазинах. С прилавков ушел солнечный детский мармелад Haribo, чай Липтон, значительно менее популярными стали бренды молока и масла Простоквашино, соки J7 (видимо, не так успешно идет трансформация бизнеса бывших компаний PepsiCo). За 9 лет закрылись или перепрофилировались 5-6 магазинов, которые я использовал для наблюдений. Но в целом, проект успешно развивается, и к 10-летию я мечтаю опубликовать статью о своем опыте в реферируемом экономическом журнале.
Главное, наверное, что мне удалось показать, что мониторинг за ценами со стороны самих потребителей вполне возможен, и он способен выявлять серьезные проблемы. Вероятно, это один из путей восстановления доверия населения к официальным индикаторам инфляции и целям инфляционного таргетирования Банка России.
На фото я показал, как выглядит корзина Т-12 сейчас. Как показано на графике, за 9 лет стоимость корзины Т-12 выросла на +88,2%. Больше всего подорожал самый дешевый белый хлеб +278,0%, масло сливочное +127,4% и апельсиновый сок J7 + 119.4%. Меньше всего подорожали конфеты «Мишка косолапый» +16,2%, масло растительное «Олейна» +34,5% и белорусская сельдь Матиас +40,1%.
Теперь о ценах в сентябре 2024 г. Индекс Т-12 (12 товаров в стандартных упаковках в 3-х московских супермаркетах, рассчитывается с октября 2015 г., публикуется с сентября 2016 г.) по итогам за СЕНТЯБРЬ увы вырос на 13,5% по сравнению с 8,9% в августе (см. красная кривая на графике выше). Напомню, что индекс измеряется г/г. Индекс отчетливо указывает тренд на рост инфляции. Наиболее сильно г/г подорожали хлеб белый +75,0%, сельдь Матиас +33,5%, сок апельсиновый J7 +23,4% и морковь+19,5%. Согласно опросам Банка России, в августе инфляционные ожидания населения, наоборот, немного снизились. Индекс воспринимаемой инфляции снизился с 15,0% в августе до 14,4% в сентябре (на графике зеленая кривая с квадратиками). Индекс ожидаемой (через год) инфляции за то же время снизился с 12,9% до 12,5%.
Telegram канал автора: https://t.me/s/AbramovAle
обсуждение