При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Но проблему балансирования тружеников села на грани нищеты демпфированием не решишь.
Хорошо, что идея об отказе от излишнего административного ограничения цен в пользу более гибких экономических механизмов прозвучала из уст именно Эльвиры Набиуллиной. ЦБ в идеале вообще должен быть проводником экономического роста, а не только блюстителем инфляции, но это отдельная история.
Но в истории с механизмом демпфера в сельском хозяйстве (а мы же понимаем, что речь в первую очередь идет о регулировании цен на продукты) есть два огромных НО.
Во-первых, это не тот демпфер, к которому уже привыкли нефтяники. На рынке нефтепродуктов происходит следующее. Если экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство из бюджета компенсирует производителям эту разницу. Если конъюнктура складывается так, что экспортировать менее выгодно, чем продавать внутри страны, то платят, наоборот, производители. Таким способом внутренняя цена, например, бензина поддерживается на относительно низком уровне.
Но на рынке зерна никто компенсировать производителям недополученный доход не планирует. В этой сфере демпфером именуют лишь часть того, что есть у нефтяников – а именно, повышенную экспортную пошлину. То есть кнут, без пряника.
Во-вторых, у проблемы высоких внутренних цен на продукты питания есть другие, и очень значимые причины. Затраты производителей сельхозпродукции в России сегодня необоснованно велики. Себестоимость – выше, чем у конкурентов из других стран. Транспортная инфраструктура монополизована и диктует производителям свои условия. Электроэнергия дорогая. Надзор и контроль, все технические и административные барьеры – все это выливается в себестоимость.
Мы конкурентоспособны на внешних рынках из-за двух обстоятельств. Первое – резко упавший рубль, второе – низкие расходы на оплату труда в агропроме. Но дешевый рубль никому не нравится, а балансирование тружеников села на грани нищеты – просто-напросто острейшая социальная проблема. Так что ориентироваться на эти факторы и дальше нельзя. Что же остается? Снижать себестоимость сельхозпродукции за счет борьбы с монополиями на разных уровнях – от поставок энергоресурсов до транспорта и сбыта. Удешевлять административную ренту, уменьшать бесчисленные «неналоговые» поборы на то и на се.
Конечно, «демпфер», пусть и половинчатый – это лучше, чем прямое административное регулирование. Но без решения тех вопросов, о которых я сказал выше, российский агропром не сможет полноценно конкурировать на мировом рынке. А нам всем это крайне необходимо.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/boris.titov.92
обсуждение