При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Стоит начать покупку иностранной валюты.
За последние пару недель рубль неплохо укрепился к доллару (и евро). Вернулся в рамки канала, из которого выходил. Произошло это на фоне роста нефтяных котировок. Чем ближе ноябрь – тем ближе момент вступления в силу новых санкций против Ирана. Экспорт из Исламской Республики, как говорилось ранее, уже сокращается, и, видимо, сократится еще больше. Кроме того, продолжается снижение добычи в Венесуэле, социализм там одерживает одну победу за другой, и Ленин в аду пребывает просто вне себя от радости. Все это толкнуло цены на черное золото вверх – Brent уже выше 82$ за баррель, а WTI – выше 70$. В целом это было ожидаемо, и я об этом говорил. Тем не менее, все риски по российской валюте, озвученные ранее – сохраняются. И, возможно, что укрепление рубля либо уже закончилось, либо закончится вот-вот с минуты на минуту… шучу… в ближайшие недели. Но сначала – немножко про жижу.
Я тут почитал последние отчеты МЭА – https://www.iea.org/media/omrreports/RussianOMR.pdf . И, кажется, даже там не могут пока толком оценить, насколько сокращение экспорта из Ирана скажется на балансе спроса/предложения и на динамике котировок. Ну, если уж они не могут ничего вразумительного сказать, то куда уж мне. Однако на мой скромный взгляд, выбывшие иранские баррели все-таки заменить пока не получится. Поэтому цены на нефть, в принципе, могут еще подрасти. Но, если честно, я сомневаюсь, что мы увидим даже 90$ по Brent, не говоря уже о 100-120$, как прогнозируют тут некоторые инвестбанки (да, те самые, к-ые прогнозировали Brent по 20$ в 2015 г.). Но все же ситуация на рынке остается довольно напряженной. Мы еще можем увидеть второй скачок цен.
В США добыча стагнирует, и после всех этих штормов и ураганов она вот только сейчас недавно стала подрастать. Потенциально там простаивают разбуренными, но незаконченными тысячи скважин. Однако имеются инфраструктурные проблемы – элементарно недостаточно нефтепроводов, а грузовиками и вагонами тоже слишком много не навозишь. Все это будет временно сдерживать рост экспорта и добычи. Новые нефтепроводы начнут вводиться в эксплуатацию в 2019 году, и, кажется, только ближе к середине, либо в лучшем случае – во втором квартале. Так что для рубля пока остается хорошая чисто сырьевая конъюнктура.
Потенциально страны ОПЕК могут нарастить добычу. У них есть для этого дополнительные мощности – особенно у Саудовской Аравии. Вероятно, при дальнейшем росте котировок они начнут постепенно вводить их в эксплуатацию. Но это лишь ожидания. А вот чего там они на самом деле решат – это отдельный разговор. Тем не менее, возможность увеличения добычи странами ОПЕК все-таки является сдерживающим фактором для нефтяных цен. Поэтому в залеты выше 90$ я не верю.
Иранский фактор оказывает серьезную поддержку растущим котировкам. Если его исключить – то цены, наверняка, сразу же уйдут обратно ниже 80$. Ожидаемый прирост добычи в странах не ОПЕК (прежде всего, Америка) в целом покрывает ожидаемый прирост спроса в 2019 г. И большого дефицита на рынке не наблюдается. Скорее, ситуация переменного равновесия. Так что Дональд Трамп действиями против Ирана обеспечивает неплохую прибыль своим отечественным нефтедобытчикам, особенно сланцевым. Большинство стран не хотят ссориться с США и уже заранее отказываются от санкционной нефти. Интересным, конечно, выглядит противостояние Америки и Евросоюза, который уже разработал механизмы по обходу санкций (как он сам утверждает). Это продолжает оставаться фактором неопределенности, но экспорт из Ирана так или иначе снижается. Только нужно иметь в виду, что, если Трамп все-таки сумеет договориться с аятоллами и разработать новое соглашение – то это сразу лишит котировки жижы серьезной поддержки.
Чтоб два раза не вставать, замечу несколько интересных моментов чисто по нефтяной отрасли в США. Американцы добились реального успеха. Не только они, но вообще страны ОЭСР сократили зависимость от импорта до минимума за 27 лет – о чем и поспешило отрапортовать агентство МЭА. Мишке Леонтьеву не говорите, а то он расстроится… ну, после того, как из запоя выйдет.
Интересно, что Штаты всячески стимулируют не только добычу, но и нефтепереработку. Она у них уже рекордная – 18 млн. б/с, даже больше, чем собственное потребление. Вот ведь пиндосы какие. Все на высокую добавленную стоимость работают. То ли дело путинская Россия, в которой нефтепереработка всячески подавляется, а на экспорт гонят сырую нефть. Мы по праву сырьевой придаток Запада, отсталый и недоразвитый, и гордимся этим. Так держать.
Еще по поводу запасов. Вот очень многие за ними следят. Оно и правильно с одной стороны. Но я бы вот заметил, что запасы нефти в США сокращаются – не только благодаря росту экспорта, но также и благодаря росту нефтепереработки. В итоге запасы сырой нефти и вправду снижаются, а запасы нефтепродуктов растут. В Европе, наоборот, запасы сырой нефти растут, а средних дистиллятов падают. А в азиатских странах ОЭСР вообще какой-то треш – запасы сырой нефти падают из-за того, что Корея не продлевает соглашение о хранении запасов с экспортерами. В целом же по всему ОЭСР запасы остаются низкие. Но, как я проиллюстрировал выше, с этими запасами не все так однозначно, поэтому при ориентировании на них следует учитывать множество нюансов.
Ну, а теперь по поводу рисков для рубля. Я их озвучивал в своем прошлом обзоре. Могу повторить. Во-первых – риск санкционный, сразу несколько пакетов (как минимум, два) готовят Путину на день рождения различные американские госструктуры. Их параметры сложно прогнозировать. Но новые меры могут быть весьма суровыми. Так что и нефть высокая не поможет. Сейчас на фоне роста котировок жижы инвесторы начали возвращаться в российские активы. Индекс гособлигаций растет. Думаю, что часть инвесторов покупает их – потому что санкции на российский долг, если и будут введены, то введены будут на долг новый, а старого долга они не коснутся. То есть инвесторы спешат купить то, что вскоре купить будет невозможно, это может провоцировать приток средств. Тем не менее, санкции – это потенциально большой риск.
Во-вторых: общая макроэкономическая ситуация в связи с ужесточением денежно-кредитной политики Центробанками. В первую очередь ФРС. Но и ЕЦБ тоже скоро свернет свою стимулирующую программу, а потом через какое-то время начнет медленное повышение ставок. Сейчас период такой, что пора закапываться поглубже в нору и сидеть там скукожившись, ожидая финансового урагана.
В-третьих – торговая война между США и КНР. Этот риск пока, мне кажется, недооценивают. Впрочем, как и многое другое. Даже в отчетах МЭА пишут, что глобальная экономическая активность замедляется. Я даже картиночку оттуда позволю себе привести. RWI/ISL – глобальный индекс контейнерных перевозок, и CPB – индекс динамики мировой торговли. Это то, на что ориентируется МЭА. Есть и другие индикаторы, намекающие на замедление. Грузовые авиаперевозки слегка припадают. В Европе индексы PMI демонстрируют снижение. В американской экономике пока все выглядит неплохо. В США даже наблюдается некоторое ускорение экономического роста. Но темпы роста Денежной Массы там остаются слабыми (это показатель кредитной активности). А для Китая угроза потенциально выглядит весьма серьезной. И через Китай – для всего мира.
Вообще, как я уже не раз говорил – мы находимся в начале понижательной фазы. А среднесрочно – в конце 10-летнего цикла. По всем циклическим моделям мы уже должны начать скатываться в рецессию. Но фондовый рынок – пока на пике роста. Это очень опасная ситуация. Думаю, задержка связана с масштабными вливаниями ликвидности и еще с налоговыми реформами Трампа. Но я сомневаюсь, что все это поможет избежать масштабной коррекции. Пора разгружаться. Это вообще глобальный фундаментальный риск. Его можно обозначить под номером 4. И в качестве иллюстрации привести Baltic Dry Index, который от хаев 2009 года показывает весьма тухлую динамику.
На дневном графике доллар/рубль чисто по ощущениям все выглядит так, как будто мы утаптываем дно. График демонстрирует забавную симметрию. После того, как на санкциях вышли на новый уровень, через некоторое время сначала произошел залет пары вверх, а потом снижение – примерно на одинаковую величину. Но вот сколько я наблюдаю за USD/RUB – очень часто пара с низов разворачивается именно вот так, формирует некую пологую площадку, медленно спускаясь по параболической траектории. Конечно, ориентироваться на дневной график не стоит. Но на недельном периоде часто именно такая картинка предшествует дальнейшему росту (пары). Разворот с верхов же имеет совершенно другой характер – очень резкий после такого же резкого роста.
Короче, вывод – на мой скромный взгляд уже можно потихоньку присматриваться к покупкам иностранной валюты. Смотрим на первую картину. Посмотрели? Так вот: если честно, я сильно сомневаюсь, что мы сможем дойти до нижней границы канала в район 59-60 даже на растущей нефти. Тем более что по нефти уже очень длительное время тянется месячная дивергенция (есть риск снижения цены). Кстати, по доллар/рубль тоже дивергенция нарисовалась, но она дневная – поэтому краткосрочная. Она хоть и говорит о развороте котировки вверх, но краткосрочные диверы отыгрываются быстро. Я же обычно ориентируюсь на долгосрочные движения.
обсуждение