При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рубль укрепился более, чем на 14% от своих минимальных значений за год, зафиксированных 9 октября.
Почти 4.5 месяца «насилия» с июня 2023 до первой декады октября, когда ослабление рубля шло на фоне разгона цен на нефть. Развернулась настоящая битва правительства, Центробанка РФ и профильных ведомств за попытку стабилизировать курс рубля.
Вероятно, это был самый жесткий и болезненный стресс тест за последние 15 лет, как минимум. Движения в 2014 и в феврале-марте 2022 были сильными, но скоротечными – с быстрым откатом на фоне объективных макроэкономических и геополитических событий.
По крайней мере, тогда сильное и быстрое падение рубля было ментально «перевариваемым», т.е. было шокирующим, но принимаемым обществом, как допустимое в экстренной ситуации (в 2014 рухнули цены на нефть, а в 2022 – шок после СВО и санкции), а стабилизация началась буквально через 4-6 недель.
Движение в 2023 было другим – тягучим и иррациональным. Перегретые ожидания общества в 2022 относительно устойчивости национальной валюты сыграли негативную роль в 2023. Предполагалось, что иностранная валюта в условиях жестких санкций в 2022 будет не востребована, а рубль будет перманентно переукреплен.
Оказалось, что все вышло иначе. Рубль в 2023 (до октября) стал одной из самых слабых валют в мире среди крупных стран наравне с турецкой лирой, но проблема не только в слабости, но и в алогичности движения.
Экстремальное по силе падение рубля происходило в отсутствии существенных негативных макроэкономических и политических событий при растущей нефти и профиците счета текущих операций. Общество не понимало, что происходит.
Отсутствие понимания происходящего провоцировало девальвационные и инфляционные ожидания, что еще больше разгоняло курс и дестабилизировало валютную систему.
С июля по сентябрь я сделал десятки материалов, объясняющие во всех подробностях причину падения рубля (смотреть в истории канала по ключевым словам), но я профильный специалист, а что делать тем, кто не разбирается в структуре валютного рынка и платежного баланса?
Направленное, безоткатное падение рубля при растущей нефти дискредитировало инвестиции в рублевые активы, усиливая валютизацию сбережений, что крайне опасно в текущих условиях тотальной блокировки всего, что связано с Россией на внешних рынках.
Для стабилизации девальвационных, инфляционных ожиданий и доверия к рублю, – власти масштабно взялись за дело стабилизации рубля. На моей памяти не было настолько концентрированной битвы всех эшелонов правительства с целью сбития неконтролируемого ослабления нацвалюты. Удалось стабилизировать и взять ситуацию под контроль.
Что дальше? Фундаментальные проблемы никуда не ушли, ранее описанные в материалах по рублю.
Расчеты по платежному балансу имеют инерцию и сейчас происходит возврат высоких нефтегазовых доходов, полученных в августе-октябре. Все это в совокупности с мерами по продаже валютной выручки привело к резкому насыщению внутреннего валютного рынка.
С середины октября цены на нефть сильно упали – более, чем на 15%, в дополнение к этому усиливается экспортный контроль и вторичные санкции на основных клиентов России, за исключением Китая. С декабря следует ожидать снижения поступления валютной выручки на 15-20% относительно уровней, которые были в октябре-ноябре.
Также сезонно в декабре растет спрос на импорт, а при курсе 88 руб/долл платежеспособность рублевых доходов/сбережений в валютном измерении повысилась на 14-15%. Соответственно, импорт вырастет, экспорт упадет, что усилит давление на рубль (все это в совокупности со структурными дисбалансами, ранее подробно описанными).
С декабря логично ожидать возврата курса в диапазон 92-95 руб/долл, что было бы неплохим сценарием, учитывая разгром в августе-сентябре.
Telegram канал автора: https://t.me/s/spydell_finance
обсуждение