При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Какая связь между Госпланом и Алибабой, Убером, Озоном, Амазоном, Авито и пр.?
Советская экономика предполагала всеобщий учет, контроль и планирование производства всех товаров и услуг. Это засилие Госплана считалось главной проблемой и болезнью советской системы.
Собственно, сама Перестройка, во многом была инициирована именно ради слома этой косной госплановской машины, тормозящей рыночные преобразования в стране.
Главным лозунгом тех наивных перестроечных дней был: «самостоятельность предприятий».
Госплан, с его «попытками» все спланировать и организовать считался ненужным, пустым и даже вредным учреждением. Именно там, по всеобщему тогда убеждению, сидели ретрограды, тормозящие рыночные реформы. Считалось, что нужно полностью разрушить этот ненавистный «Госплан», уволить этих «бездельников», ведь они ничего не производят, а только указывает, что делать другим.
Нужно освободить предприятия от этой мелочной, всеобъемлющей опеки и тогда «рынок» сам определит, что и в каком объеме производить.
Прошло 30 лет этих «рыночных» преобразований и вот, мы с удивлением обнаруживаем забавную картину…
Никто не хочет быть этим «свободным» производителем товара. Ведь товар нужно сначала произвести, а потом еще и мучительно продавать. В бизнесе уже не модно быть просто «покупателем» или «продавцом».
Сегодня это выглядит уже примитивно.
Все хотят быть в центр процесса, встать между покупателем и продавцом, стать «площадкой», «маркетплейсом», т. е. стать интерпретацией того самого Госплана, или хотя бы его кусочком.
Сегодня, в любой отрасли можно найти уже свои «площадки»... их там десятки, если не сотни. Они уже конкурируют между собой, сводя покупателей и продавцов.
Быть «площадкой», «маркетплейсом» - мечта любого стартапера или состоявшегося бизнесмена!
Все эти Алибабы, Уберы, Озоны, Амазоны, Авиты, Букингкомы и их многочисленные российские прототипы тиражируют единую бизнес-модель – центральной платформы, где стыкуются связи условных покупателей и продавцов.
В первые перестроечные годы, в ходу была излюбленная фраза:
«Важно уметь продавать, а не производить!»
Мол, произвести товар может любой дурак, сумей продать!
Сегодня, устарела уже и она.
Высшим пилотажем бизнеса, его квинтэссенцией становится искусство - быть над схваткой, быть выше грязной работы по производству товаров и их продажам.
Оказалось, что суть «рынка» была не в сломе Госплана, а в том, что бы постепенно коммерциализировать его функции, занять его место и на этом еще и зарабатывать.
Площадки и маркетплейсы не производят товары и не продают их (как и Госплан), а лишь обеспечивают стыковку между покупателями и продавцами.
Но без них уже невозможно «свободному» товаропроизводителю пробиться на рынок.
И постепенно, они становятся доминирующими и довлеющими игроками на рынке, каким и был вчера «Госплан».
обсуждение