При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Недавно на моем ютуб-канале «Потапенко. Прямой» прошел эфир, посвященный тем постулатам. Которые от меня довольно часто слышат, но иногда без расшифровки. Сегодня попробую тезисно расшифровать их.
«То, что мы ошибочно называем государством»… А как надо?
С точки зрения экономической теории австрийской школы, образ действия того, что мы называем государством, ничем не отличается от образа действия грабителя (налоги), фальшивомонетчика (эмиссия фиатных денег) или вора (девальвация). Учитывая, что действуют от имени государства всегда конкретные люди, которые ничем не отличаются от нас с вами ни по уровню образования, ни по морально-этическим качествам, получается, что государство – это исторически навязанный силой/подкупом способ организации совместного проживания людей на некоторой территории, с помощью которого меньшинство живёт за счёт большинства (ладно бы просто жило – так еще и рассказывает усиленно, что без них это большинство просто не выжило бы и поубивало друг друга).
Одной силы мало – надо сделать часть населения бенефициарами грабежа, чтобы они рьяно поддерживали систему (это чиновники, госслужащие и получатели любых социальных трансфертов от государства – все те, кто от него зависит экономически). В ХХ веке государство просто пришло на смену монархам и религии. Поэтому и вера в него большинства мало чем отличается от религиозной. Против неё любые рациональные аргументы о том, что государство делает людям жизнь экономически хуже, чем она могла бы быть в его отсутствие, бессильны.
Лаконичнее всего суть государства выразил двести лет назад французский экономист и яркий публицист Фредерик Бастиа: «Государство – это огромная фикция, посредством которой все пытаются жить за счёт всех».
Государства как территориальные институциональные агрессоры исторически уходят в сторону, как ушли и монархии, и церковь, потому что всё больше людей осознают их реальную суть.
Можно резюмировать: государство – это паразит, который заводится и живёт на теле экономики. Если с ним не бороться, его количество растёт, пока он не сожрет все. Без экономики паразиту крышка. Экономике для благополучного существования и развития паразит, конечно же, не нужен – он только мешает, сжирая её часть. Государство – такой паразит, который ещё и пытается убедить экономику в обратном. И у него, к сожалению, получается.
«У них нет дебютных идей»… А какие идеи могут быть?
Главная идея проста, как дважды два – увеличить экономическую свободу. Государство должно убраться из экономики максимально. Не мешать. Экономика и государство должны быть разделены. Как государство и церковь. Да, невероятно сложно представить бандита, который осознанно решит грабить население на контролируемой территории меньше, чтобы население не вымерло – но у бандита нет другого выхода. Вымрет кормовая база – вымрет и бандит (точнее, быстро поубивают бандиты соседние). Можно ли вообще без бандитов? Да, но пока это практически очень отдалённая перспектива и требует фундаментальной перепрошивки мозгов образованием. Лет через 50 увидим.
«Все плохо»… А что хорошо?
Пока есть люди, есть их потребности. Пока есть потребности, будут предприниматели, которые будут стремиться их удовлетворить. Пока есть предприниматели, будет спрос на ресурсы для бизнеса (земля, капитал, труд – те же люди в виде наёмных работников, у которых будет работа и зарплата). Всё вместе это – экономика на основе хоть каких-то прав собственности и какого-то добровольного обмена. Хотя и чудовищно угнетённая/искаженная вмешательством того, что мы ошибочно называем государством. Её невозможно убить – только мешать, угнетать, не давать развиваться миллионом запретов/ограничений. Чем больше экономической несвободы, тем меньше экономика и беднее население в целом, чем свободнее (то есть чем меньше государства) – тем население богаче. Поэтому хорошо то, что главная движущая сила – экономика из людей – есть и никуда не денется. Достаточно высвободить эту движущую силу, надев уже не на экономику, а на государство намордник/смирительную рубашку – и процветание не заставит себя ждать. Вот мы и ждём…
«Жестокая экономика, безумная экономика, экономика потрясения»… А может быть иначе?
Это заголовки моих книг для привлечения внимания. Сама по себе экономика – это просто отношения миллиардов конкретных людей по поводу наиболее эффективного (с точки зрения каждого) использования имеющихся ресурсов. Количество которых ограничено, а варианты альтернативного использования – чертовски разнообразны. Поэтому появляются такие базовые вещи, как права собственности, производство товаров и услуг, свободный добровольный их обмен. Всё это называется «капитализм». При нём ограниченные ресурсы используются наиболее эффективно для производства нужных людям товаров и услуг, люди становятся богаче, у всех есть работа и зарплата. Как только в эту систему вмешивается то, что мы ошибочно называем государством (конкретные люди, обладающие властью принуждать и ограничивать и навязывать то, что им выгодно, под угрозой насилия), и начинает мешать людям свободно договариваться по поводу использования ресурсов, связи рушатся, производство благ падает, доходы становятся меньше, население беднеет. Богаче становятся лишь те, кто вмешивается (их число, как у любого паразита, с кем не борются, растёт)…
Государство в России разрослось до такой степени, что экономика очень сильно угнетена и не развивается (хотя не убита). В экономическом смысле Россия почти вернулась во времена СССР (осталось уничтожить бизнес и запретить частную собственность и обмен валют). Конечно, это экономический тупик. Причём, выбранный совершенно добровольно. Что будет? Если организм (в том числе экономический) не в состоянии жить, он умрёт (как умер СССР). На его месте (ресурсы и люди остались) появится новый. Вероятнее всего, более экономически эффективный (все-таки Россия имеет элементы рыночной экономики, которые в СССР не могло быть по идеологическим соображениям).
Что касается социализма 2.0 – он победил на всей планете за ХХ век, к сожалению. И это тупик уже планетарного масштаба. Виной тому – ложные экономические идеи, которые берут своё начало у философии (тут вообще беда – ХХ век есть век отказа от разума, и результаты налицо). Социализм 2.0 наступил, и главный конфликт, который мы видим и в который втянуты все без исключения – это вечное историческое противостояние разума/свободы экономической и политической, которую олицетворяет независимый индивид, и отказа от разума/ограничения свободы, которую олицетворяет то, что мы ошибочно называем государством. Поскольку люди древнее, чем государство, а технологии развиваются, что позволяет быстрее распространять верные идеи и создавать товары и услуги эффективнее, это вселяет исторический оптимизм.
Подробнее – видеоварианте.
обсуждение