Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

Равноправие на рынке: малый бизнес хочет реформировать маркетплейсы

Сергей Бекренев,
президент и основатель Европейской Юридической Службы, член Генерального совета Деловой России

Прозрачные и равные условия допуска бизнеса к размещению на маркетплейсах – залог успешного развития индустрии цифровых платформ. Открытость в данном случае играет на руку всем сторонам. Включая клиентов и регулятора.

Что хотят получить клиенты от маркетплейсов? Широкий ассортимент услуг, в зависимости от профиля площадки, предоставляемых большим числом поставщиков. Иначе говоря – активную конкуренцию за этого самого клиента. Отсюда и рост качества услуг, и снижение их стоимости, всё, как рынок прописал. Конечно, это не означает, что администраторы платформы должны распахнуть двери всем без исключения поставщикам – без минимального «фейсконтроля», разумеется, не обойтись – но условия попадания «на полку» не должны быть тайной за семью печатями. Бизнес не должен вслепую пытаться угадать требования того или иного маркетплейса.

Отрадно, что в этом вопросе интересы бизнеса и регулятора совпадают. Реформирование индустрии маркетплейсов вошло в решающую стадию – когда от слов, пожеланий, мнений и оценок ключевые заинтересованные стороны переходят к формированию конкретных условий игры. Например, недавно свои предложения – от лица поставщиков товаров и услуг – озвучило предпринимательское сообщество, изучив оферты ключевых маркетплейсов. То есть это не просто «хотелки» бизнеса, но разбор реальных кейсов.

Одно из ключевых, на мой взгляд, предложений: обязывать платформы публиковать принципы формирования рейтинга компании, предоставляющей услуги на «общей витрине». Сегодня система определения рейтинга непрозрачна, а значит потенциально создаёт предпосылки для злоупотреблений. Поставщики жалуются, что не могут понять, по каким принципам их ограничили или даже вовсе исключили из меню выдачи. В итоге это ухудшает и возможности выбора для конечного потребителя.

Помимо реформирования рейтинговой системы, её обновления на принципах открытости, необходимо определиться и с конкретным перечнем информации о поставщике, которая требует раскрытия на платформе. Кстати, как и существующая система рассмотрения жалоб в отношении администрации той или иной платформы.

Отмечу и такую практику маркетплейсов, как «лучшая цена», которая иногда играет роль «входного билета» на площадку. Несмотря на судебный прецедент от 2020 года, в котором Федеральная антимонопольная служба обязала один популярный сервис исключить пункт о предоставлении ему самой низкой цены, многие платформы продолжают требовать этого от своих поставщиков.

Узкие места или белые пятна во взаимоотношениях между поставщиками и маркетплейсами на этом, конечно же, не исчерпываются. Так, например, необходимо формализовать вопросы, связанные с утилизацией товара, с порядком изменения цены, ответственностью по претензиям, требованиям и искам со стороны третьих лиц и так далее. К слову, некоторые важные разногласия уже сейчас можно эффективно решать через суды. Однако речь идёт о выстраивании, прежде всего, досудебных механизмов и общих для рынка правил игры, включающих и систему контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа (предупреждения, штрафы и так далее).

Почему вдруг понадобились эти самые правила игры? Почему именно сейчас? Объяснить это можно новым этапом развития и становления маркетплейсов: необходимо успеть договориться прежде, чем платформы превратятся в монополии или олигополии, которые уже в силу своей природы реформировать будет невозможно – только резать, что называется, по живому.

Как, кстати, происходит сегодня на Западе. В США и Европе вот уже много лет в самом разгаре антимонопольные войны властей против таких гигантов-строителей платформ, как Apple, Google, или Amazon. Бизнес исправно выплачивает многомиллиардные штрафы, но системно проблему эти наказания не решают. И потому власти всерьёз рассматривают крайнее средство: принудительное разделение бизнесов. Американские законодатели как раз находятся в процессе создания целого пласта законодательства, касающегося регулирования маркетплейсов и экосистем. Примечателен и азиатский опыт. Так, китайские регуляторы в последнее время также были вынуждены пойти на непопулярные меры и обеспечить открытую архитектуру на крупнейших национальных платформах. Речь идёт о таких гигантах, как Alibaba и Tencent.

Таким образом, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, российские подходы к регулированию представляются куда более либеральными. К слову, в Банке России считают, что излишнее регулирование может стать фактором ослабления национальных платформ на фоне экспансии иностранных.

Так что вопроса о том, нужны или нет чёткие правила игры, просто не стоит. Они – в интересах всех сторон, включая сами маркетплейсы, развитие которых возможно только на условиях равных возможностей для всех поставщиков. Это сделает маркетплейсы по-настоящему «общими витринами», а у потребителей будет возможность широкого выбора в конкурентных условиях.

Но помимо госрегулирования возможен и механизм саморегулирования. Какой вариант окажется более эффективным для рынка? Большинство представителей электронной коммерции выступает именно за саморегулирование. К нему же склоняются и в Банке России. Стоит отметить, что этот институт хорошо себя зарекомендовал на нескольких сегментах финансового рынка и подход руководства Центробанка заключается в следующем: «Создайте правила игры сами, договаривайтесь сами!». В противном случае регулятору придётся принимать непопулярные решения, которые больно ударят по всей индустрии. Чтобы такого не допустить, необходимо как можно скорее начать обсуждать и вырабатывать единые подходы к саморегулированию индустрии. 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
- -
961
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Золоту пророчат рекордный рост при Трампе Золоту пророчат рекордный рост при Трампе Эксперты прогнозируют значительный рост цен на золото в первый год второго президентского срока Дональда Трампа. Неопределенность, связанная с его политикой, может стимулировать инвесторов к переходу в защитные активы, включая золото, серебро и казначейские облигации США. Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Компания Deere & Co, ведущий мировой производитель сельскохозяйственного оборудования, опубликовала прогноз по прибыли на 2025 год, который оказался ниже ожиданий аналитиков. Основные причины — снижение доходов фермеров, инфляционное давление и уменьшение спроса на сельскохозяйственную технику. Китай принимает меры для стимулирования торговли на фоне угрозы новых тарифов США Китай принимает меры для стимулирования торговли на фоне угрозы новых тарифов США На фоне угроз избранного президента США Дональда Трампа ввести высокие тарифы на китайские товары, Министерство торговли Китая объявило о комплексе мер, направленных на поддержку внешней торговли. Эти шаги направлены на смягчение возможных негативных последствий и укрепление позиций Китая как одного из крупнейших участников мировой торговли.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)