При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Введенный во многих странах режим самоизоляции приводит к вынужденным изменениям режима работы. Означает ли это полную смену «офисной» парадигмы бизнеса? Или после спада пандемии всё вернётся на круги своя? Ответ пока неочевиден.
Распространение коронавируса накладывает всё больший отпечаток на мировую экономику. Правительства разных стран вынуждены предпринимать экстренные меры по борьбе с эпидемией. Не стала исключением и Россия.
Многие российские компании и учреждения, не дожидаясь «жёсткого» карантина, прислушались к рекомендациям официальных лиц и перевели на удалённый режим работы большинство сотрудников, за исключением тех, кто «привязан» к своим рабочим местам – охранников, продавцов, медицинского персонала и так далее. И если не брать отрасли, где «удалёнка» является неотъемлемой частью профессиональной жизни (ИТ, дизайн, журналистика и другие), для многих компаний перевод сотрудников на удалённую работу оказался своеобразной проверкой на прочность.
С одной стороны, в современном обществе давно созданы все удобства для удалённой работы. Практически у каждого из нас дома есть высокоскоростной интернет, не говоря телефонной связи, которая «всегда с собой». Многие необходимые для работы инструменты, включая электронную почту, мессенджеры и видео-чаты находятся на внешних облачных сервисах – ими можно пользоваться и вне офиса. Сотрудники некоторых компаний имеют в своём распоряжении корпоративные гаджеты – ноутбуки и планшеты с предустановленными программами и базами данных. Это позволяет развернуть виртуальное рабочее место из любой точки и особенно востребовано для сотрудников, которые часто работают на выезде. И даже бытовые вопросы решаются гораздо проще, чем ещё пару десятилетий назад. Чтобы не отвлекаться на приготовление ланча, можно заказать на дом готовую еду. Так же легко поступить и с другими товарами, продуктами и лекарствами. При работе из дома не тратятся время и деньги на дорогу до офиса и обратно, а также на парковку (в крупных городах всё это представляет большое преимущество). Все эти опции позволяют ряду специалистов комфортно работать из дома. Конечно, при условии владения основами самоорганизации и тайм-менеджмента. В некоторых компаниях удаленный труд даже является частью корпоративной культуры, а возможность «ходить на работу в тапочках» - своего рода конкурентным преимуществом.
С другой стороны, многие сотрудники привыкли трудиться в офисной обстановке, где царит рабочая атмосфера, коллеги находятся «на подхвате», и не приходится отвлекаться на домашние дела. Это позволяет сосредоточиться на рабочем процессе, очно решить важные вопросы, требующие личного присутствия, и, в случае необходимости, получить доступ к конфиденциальным документам и архивам. К тому же, многие руководители привыкли «держать руку на пульсе», видя, что сотрудники в рабочее время занимаются своими непосредственными обязанностями, и исходя из этого регулируют объём поручений.
Конечно, очень многое зависит от отрасли, в которой работает компания. Представим, что речь идёт о фирме, предоставляющей юридические услуги. Её сотрудники на дому могут производить экспертизу документов, составлять договоры, вести переговоры с клиентами, пользуясь удалёнными каналами общения. Развитие LegalTech позволяет оказывать автоматизированные юридические услуги клиентам, находящимся на абонентском обслуживании. Для этого существуют специальные мобильные приложения, по аналогии с сервисами телемедицины или мобильным банком. В то же время, юристы «на удалёнке» не могут участвовать в судебных заседаниях (тем более что суды вынуждены закрываться на карантин) и вести переговоры с клиентами, предпочитающими общение с глазу на глаз. А если учесть, что юрист – в известном смысле психолог, и многое в его работе зависит от невербальных средств коммуникации, то удалённые каналы очевидным образом сужают его инструментарий. Не исключено, что всё это в период карантина в определённой степени снизит количество новых клиентов у юридических фирм, так же, как и в других сферах, где важно личное общение – например, в продажах.
Однако в дальнейшем у сферы юридических услуг есть все шансы полностью перейти в онлайн. Начало этому процессу уже положено. Большинство клиентских запросов сводятся к типичным ситуациям, разъяснения по которым вполне могут быть автоматизированы. Общаться с клиентом, предоставлять ему консультации со ссылками на законодательство и судебные прецеденты вполне может робот – например, в чате или приложении. С помощью машинного обучения такие сервисы будут непрерывно совершенствоваться. Это удобно для клиентов и снижает издержки юридических компаний. В случаях, когда робот не смог помочь клиенту, разговор может переадресовываться на сотрудника юридической компании, 90% общения с которым без ущерба для качества услуг может осуществляться по телефону или онлайн, в том числе с использованием видеосвязи. А благодаря распространению электронной цифровой подписи любые договоры и поручения могут быть подписаны удаленно.
Что же в сухом остатке? Будут ли последние события в мире способствовать тому, что удалённая работа войдёт в моду и частично вытеснит офисную культуру? Пожалуй, в некоторых сферах это действительно произойдёт. Особенно ценным это «последствие коронавируса» будет для жителей крупных городов, где зашкаливает нагрузка на транспортные системы, и на дорогу зачастую тратится больше двух-трёх часов в день. Сотрудники предприятий, личное присутствие которых в офисе объективно не требуется и является своего рода привычкой и пережитком прошлого, перейдя «на удалёнку», смогут улучшить качество своей жизни за счёт появления дополнительного свободного времени, а значит, и повысят КПД. Что, в конечном счёте, сыграет на руку самим работодателям и бизнесу.
обсуждение