При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Наложенный на нашу страну новый пакет санкций оказался для многих неприятным сюрпризом – эксперты оценивают их как беспрецедентно агрессивные. Между тем, и у нашей экономики, и у других стран есть немалый опыт по противодействию ограничениям. Как будет развиваться ситуация на этот раз?
Чтобы понять, насколько нынешние санкции опаснее предыдущих – наложенных на Россию в 2014 году – достаточно привести слова председателя Еврокомиссии, которая оценила их как «тотальную экономическую войну» Запада против России. Действительно, в этот раз опасность представляют не только персональные санкции и ограничения, направленные против государственных компаний, а, например, заморозка значительной части золотовалютных резервов Банка России (номинированых в евро, долларе США и иене). Объявленные санкции уже привели к понижению кредитного рейтинга России до уровня дефолта. На очереди – понижение рейтингов корпоративных и не только государственных: ни одна частная компания в России не сможет сохранить неуязвимость в нынешней ситуации.
Кроме того, в 2022 году, в отличие от 2014 года, мы столкнулись с массовым исходом из страны иностранного бизнеса. Основные транснациональные бренды начали либо сворачивать бизнес, либо объявили о временной заморозке активности. Так или иначе, каждый гражданин уже столкнулся с одномоментным изъятием значительной части потребительской корзины, а бизнес – потерял контрагентов.
Разумеется, довольно скоро санкционный шок пройдёт – уже сегодня бизнес начал создавать прокси-инфраструктуру для продолжения работы с прежними партнёрами. Сам Минфин США сделал разъяснения, каким именно образом российские сырьевые компании могут обходить ограничения. Речь идёт о U-образных транзакциях, когда платежи от покупателей идут через третьи финансовые институты в третьих странах. Помимо нефти из-под запрета выведены уголь, древесина, биотопливо и уран. Власти Штатов пошли на этот шаг, так как опасаются ещё большего всплеска инфляции в стране, который уже превысил 8% в годовом исчислении.
Опыт 2014 года сегодня как нельзя пригодится. Как и 40-летний иранский опыт обхода санкций. В Иране, напомним, бурно стал развиваться бартер, чтобы избежать запрещённых расчётов в долларах. Кроме того, в международной торговле иранские компании стали активно использовать национальные валюты, дело дошло даже до расчётов золотом. Тут, кстати, у России есть хороший потенциал, так как доля золота в российских ЗВР составляет 21,1%, что больше, чем у большинства других центробанков.
В настоящее время обсуждается вопрос о возможном переходе в расчётах внутри стран ШОС (Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) на гонконгский доллар. А в конце февраля этого года итогами заседания Евразийской межправительственной комиссии стало то, что странам удалось «существенно продвинуться по многим вопросам, в первую очередь по промышленной кооперации».
Новыми партнёрами российского бизнеса могут стать не только казахстанские компании – отечественному бизнесу неизбежно придётся тесно взаимодействовать с Китаем и с другими странами Юго-Восточной Азии, а также с Центральной и Южной Америкой. А бизнесу из этих стран предоставляется уникальная возможность по доступу на наш рынок.
Неизбежным следствием нынешнего геополитического кризиса станет ещё большая дедолларизация международной торговли. Свою лепту в этот процесс могут внести и криптовалюты.
Что же касается пполок в магазинах, то они должны быть довольно быстро заполнены новыми поставщиками, в том числе внутренними. Которые годами стояли в очереди к этим полкам в крупных сетевых магазинах, но которых не пускали туда крупные транснациональные бренды, что было одной из наиболее обсуждаемых проблем отечественного бизнеса. Но теперь «иностранцев» или нет, или их стало заметно меньше.
Да, новая реальность приведёт к повышенным издержкам наших ритейлеров – с новыми малоизвестными брендами работать всегда тяжелее, чем с «проверенным иностранным качеством». Однако, опыт показывает, что переходный период довольно быстро заканчивается, а конечный потребитель обязательно оказывается в выигрыше.
В свою очередь, государством сегодня предпринимаются серьезные меры по поддержке малого бизнеса: налоговые льготы, мораторий на проверки, упрощение открытия и ведения бизнеса, льготные кредиты, расширение гарантий и так далее. Происходящее можно назвать вынужденной либерализацией регулирования. Вынужденной, но такой долгожданной.
Какие шаги необходимо предпринять бизнесу прямо сейчас? Во-первых, создать финансовую подушку безопасности. Во-вторых, создать оперативный штаб для принятия быстрых решений. Штаб должен мониторить законодательство, конкурентов, внешний фон и так далее. Особое внимание следует уделить качеству риск-менеджмента, который бы отслеживал не только финансовые, но и юридические риски, а также бы занимался перестройкой рынков, налаживанием новых хозяйственных цепочек. Также имеет смысл передать на аутсорсинг важный, но не профильный для компании функционал. Все эти меры позволят бизнесу не только остаться на плаву, но и укрепить своё положение.
обсуждение