При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В противостоянии с Ираном США останется без европейских союзников.
Не секрет, что взаимоотношения между США и Ираном исторически не сложились практически сразу. После того, как государство получило свои нынешние границы в прошлом веке, а затем в 1979 году там прошла революция, Иран начал проявлять себя как очень весомый игрок на ближневосточной арене. В его пользу изначально говорило то, что он обладает одними из наиболее крупных запасов нефти среди всех государств региона. Однако, кроме нефти, он обладает еще и амбициями, которые ни в США, ни в других странах признавать не хотят ни при каких обстоятельствах.
Амбиции Ирана поспособствовали сотрудничеству с СССР в сфере ядерной энергетики еще до того как Союз развалился. Иран трудно упрекнуть в прогрессивном мышлении: держать энергетический баланс страны в нормальном состоянии за счет сжигания нефти несложно. Вот только последствия будут крайне негативными, поскольку от этого страдает окружающая среда. И Иран рассудил верно: использование АЭС решает ряд вопросов, а энергетический баланс явно улучшается. Плюс еще и часть нефти, освободившейся из-за перехода на АЭС, можно использовать и как экспортный товар, и как дополнительный объем для пополнения стратегических запасов.
В это время США уже проводили первую «Бурю в пустыне», поглядывая на Иран. Причин оказалось много: потенциальный конкурент в нефтяной сфере, страна, сильная в военном плане. Так еще и потенциальный лидер всего региона, который сохраняет дружественные отношения с бывшим глобальным соперником – РФ. Последнее, кстати, и стало отправной точкой для более решительных действий: РФ помогает Ирану в его ядерной программе. Но ведь от мирного атома до ядерного оружия всего один маленький шаг. И вполне возможно, что многоопытная в этой сфере РФ могла подсказать Ирану, как стать на голову выше за счет нового типа вооружений.
Медлить было нельзя, и США с азартом стали вводить санкции против Ирана. Вообще, санкционная политика Америки заслуживает отдельной похвалы: как только она видит потенциального противника, который не может просто взять и уступить после словесной интервенции, а военную операцию потенциально может пережить, надо вводить санкции. Под любым предлогом, включая и национальную безопасность. Поэтому Иран был практически приравнен к террористам, и на него были наложены санкции. Если точнее, на его ядерную программу.
Иранская нефть потекла в плавучие хранилища в виде супертанкеров, не имея возможности продаваться, Иран получил сильные экономические ограничения и стал постепенно терять свою значимость в регионе. План был хорош, за это время США успели вмешаться в Ливию и Сирию, дабы полностью утвердиться на Ближнем Востоке. Но тут вмешалась судьба: РФ присоединила к себе Крым и вновь стала врагом номер один, попав под санкции со стороны Штатов, ЕС и ряда других стран. Фокус внимания был смещен.
Ирану вновь удалось встать с колен: пакет санкций был отменен, производство и продажа нефти вновь начали набирать обороты. РФ, кстати, оказалась сильным и довольно перспективным союзником: даже под гнетом санкций между Россией и Ираном действовало соглашение «нефть в обмен на товары», поэтому поставки иранской нефти, хотя и в меньшем объеме, продолжались.
И все бы хорошо, но вновь вмешался случай: новым президентом США стал Д. Трамп, который в рамках своей политики протекционизма обострил многие старые конфликты. И вновь ввел санкции против Ирана.
В этот раз ситуация, правда, выглядит несколько иначе: обиженные на политику Трампа европейские союзники не стали его поддерживать, а потому и не стали присоединяться к санкционному пакету. Иран и США обменялись угрозами, правда, неофициально: многие уже могли привыкнуть к тому, что основные угрозы Трампа возникают в Twitter. Впрочем, недооценивать их все же нельзя: если он умудрился ввести пошлины на китайские и европейские товары, начав, вероятно, крупнейшую в истории торговую войну, которая уже имеет все шансы перерасти в экономическую, то и руководствуясь интересами национальной безопасности начать настоящую военную операцию против Ирана Штаты тоже могут.
Только, скорее всего, без большинства европейских союзников: сложно будет объяснить, зачем нужно бомбить Иран, который поставляет Европе нефть, и почему они снова террористы. Правда, США такое может не остановить: флот-то все равно недалеко, а войска из Сирии выведены. Надо же куда-то девать «белые каски».
Впереди у Ирана довольно непростая ситуация: США все же является наиболее сильной экономически державой, которая владеет вполне хорошо обученной и боеспособной армией. Да и обучаемые Соединенными Штатами «карманные террористы» тоже смогут найти себе применение. Вероятности решения ситуации экономическим и дипломатическим путем все меньше: Америка не простит Ирану ни ядерной программы, ни союза с Россией, ни возможности стать лидером среди стран региона.
Да и разговоров тут быть не должно. США не ведут переговоров с террористами.
обсуждение