При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Нефть сейчас: что происходит на рынке?
2018 год постепенно перешёл в стадию 4-го квартала, нефтяной рынок постепенно вступает в фазу подготовки к холодам, однако ралли, которое продолжается последние несколько недель, буквально игнорирует некоторые фундаментальные факторы. Что же происходит, и кто в этом виноват? Как всегда, участники остаются прежними, поменялась лишь структура момента.
Отмотаем время назад, вернёмся к стыку 2-го и 3-го кварталов текущего года. Нефть марки Brent торговалась выше $70 за баррель, а президент США г-н Трамп негодовал в Twitter по поводу того, что ОПЕК занимается манипуляциями с ценами на нефть, из-за чего стоимость бензина и иного топлива слишком высока. Тогда ещё Саудовская Аравия реагировала на такие угрозы, понижая цену с $80 за баррель, используя словесные интервенции и угрозы нарастить объёмы добычи. Когда это работало, рынок можно условно было назвать сбалансированным.
Однако всё изменилось, когда США начали энергетическую агрессию в сторону Ирана. И дело не в том, что они вышли из ядерной сделки, ввели первый пакет санкций и денонсировали договор о дружбе. Дело в том, что они развязали этим руки как ОПЕК, так и РФ, и гонка началась, набирая обороты, сравнимые с движением паровоза под откос.
Конечно, Иран сократил производство нефти, готовясь ко второму этапу санкций, которые должны полностью вывести иранскую нефть с рынка. Но так или это? 5 ноября Иран будет ограничен. Но не совсем.
Со времён первых санкций, ещё задолго до ядерной сделки, между Ираном и РФ было заключено соглашение «нефть в обмен на товары». Не потому, что Иран остро нуждается в российских товарах, разумеется. РФ – стратегический и торговый партнёр Ирана, который активно помогал ему в развитии программы мирного атома. И немирного тоже, если верить США. Однако роль РФ как связующего звена в нефтяной отрасли важна, если не важнее всего перечисленного.
Да, можно не принимать иранскую нефть, не покупать её, не иметь с ней дела. Но российская нефть пользуется спросом, её активно потребляют и в Европе, и в Азии. И даже в Северной Америке, если учесть, что среднее потребление российской нефти со стороны США составляет около 500 тысяч баррелей в сутки.
КНР уже отказались от американской нефти, Кувейт перестал её туда поставлять. США заключили торговое соглашение с Канадой, одним из пунктов которого является увеличение объёмов поставляемой канадской нефти. Но инфраструктурно США не могут надеяться только на эти поставки, ведь даже самые крупные трубопроводы на границе с Канадой имеют очень ограниченную пропускную способность. А свою собственную нефть Америка, несмотря на усиленный режим добычи, также легко доставить до необходимых точек не может, ибо снова упирается в те же самые инфраструктурные проблемы.
Одна из альтернатив – вновь покупать нефть у ОПЕК. Или РФ. Или у тех и тех. Правда, появляется вероятность того, что купленная у РФ нефть окажется той самой иранской, которая поставляется в обмен на товары.
Итого: США может добывать больше нефти, но сталкивается с инфраструктурными проблемами, решение которых растянется на долгие годы. В итоге – добывать сильно больше, чем добывает сейчас, не будет. Только теперь об этом все знают. Идем далее: иранская нефть сильно ограничена на рынке, но рынок в любом случае не будет от неё избавлен. Но формальности будут соблюдены, по крайней мере, в отношении США. И рынок получит ещё один драйвер роста.
Саудовская Аравия, дабы тоже соблюсти все формальности, заявила, что сможет нарастить добычу нефти на 600 тысяч баррелей в сутки. Правда уточнила, что будет это делать в период с ноября текущего года по октябрь следующего. Для давления на рынок этого оказалось явно недостаточно. А Россия вообще заявила о том, что готова нарастить добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Хоть завтра. Но делать этого не будет – пока просто нет смысла. Но готовность проявила, это факт.
В сухом остатке: США с нефтью за $76. Brent по $86 за баррель. Иранская нефть будет идти через РФ, ОПЕК наслаждается дорогой нефтью, Россия не против. Штаты страдают от высоких цен на топливо, пока разыгрывается карта Ирана. Но 5 ноября, когда санкции вступят в силу окончательно, музыка закончится, а у США есть все шансы остаться без стула.
обсуждение