При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как США справляются с госдолгом.
Большинство инвесторов с начала текущего года наблюдают за ростом экономической напряженности в области взаимоотношений между двумя экономическими гигантами - США и КНР, который перешел из холодной стадии в горячую. Утверждать, что торговую войну между США и Китаем начал нынешний американский президент, было бы не совсем верным: предпосылки напряженности были еще с момента президентства Б. Клинтона, уже тогда США озаботились своими потенциальными финансовыми потерями в связи с "кражей интеллектуальной собственности" со стороны КНР. Однако затаенная обида была отложена на более благоприятное время, к тому же, КНР слишком успешно покупал все это время американские долги.
Но вот в США появился новый президент, а вместе с ним пришла политика протекционизма. Всегда найдутся те, кто будет против любого курса президента, однако большинству американцев эта идея пришлась по вкусу: все ради того, чтобы Америка снова стала великой. Однако, у США осталась одна старая нерешенная проблема, которая не дает покоя: а что делать с госдолгом?
С начала года доллар США, после недолгих колебаний, взял курс на укрепление, на фоне растущей процентной ставки. ФРС бы остановиться на какое-то время, но инерция решений начинает превращаться в неконтролируемое падение. И доллар продолжает рост. Уже с весны текущего года он укрепился приблизительно на 5%, что прибавляет к госдолгу еще приблизительно $200 млрд. Что же делать с этой цифрой? Естественно, повышать налоги. Но если повышение налогов внутри может быть проблематичным, то что мешает повысить их "снаружи"? Итог - рост пошлин на металлы, включая сталь и алюминий на 25% и 10% соответственно. План хорош, но масштаб не тот: есть еще дефицит в торговле товарами с Китаем, который находится в пределах от $300 млрд. до $500 млрд. А что делать с этим?
Правильно. Пошлины на китайские товары. Раз уговоры не помогают, надо начинать действовать жестко. И конституционно, чтобы у ВТО не было никаких сомнений в законности поведения США, увеличивающих пошлины в одностороннем порядке без каких-либо видимых причин. Как раз кстати подвернулась ст. 232 закона о расширении торговли от 1962 года (Trade Expansion Act), которая позволяет принять односторонние меры по ограничению импорта, руководствуясь интересами национальной безопасности.
А теперь вспоминаем, что КНР ворует десятилетиями американскую собственность, вводим пошлины более, чем на 100 видов китайского товара на ожидаемую сумму в $60 млрд. и ждем ответного хода. США убивает так сразу ряд зайцев: накаляет обстановку в старой "холодной" конфронтации, показывая себя "спасителями" нации от китайской товарной агрессии; за счет пошлин бюджет пополняется, нивелируя укрепление доллара. Не сразу, конечно, но постепенно: КНР отвечает "ударом" на американские пошлины, вводя свои, а Д. Трамп грозит вводом новых пошлин на китайские товары еще на сумму в $200 млрд. Именно, те самые, которые нерасторопно появились из-за текущей монетарной политики ФРС.
Ко всему прочему, США еще и не даст КНР усилиться в рамках программы Made in China 2025. Навредить сопернику по совершенно другой причине — это и удобно, и эффективно. Ведь США решает свои экономические проблемы, причем тут сдерживание китайского сектора IT-технологий, аэрокосмического и машиностроительного секторов?
Да, КНР будет отвечать на такие действия США, и отвечать активно: они также будут вводить пошлины на американские товары, каждый раз поднимая "ставки" и увеличивая количество потенциальных направлений для налогообложения. Но США в этот раз ударили первыми, поэтому пока лидируют в этой войне, по крайней мере, по количеству ходов. Остается лишь один вопрос: на какой сумме нынешние соперники все же решат остановиться и начать снова обсуждать дальнейшее взаимодействие? Судя по всему, когда счет будет минимум 0 - $300 млрд в пользу США.
Несогласных с этой политикой в США, а также за пределами страны, становится все больше: Harley Davidson уже не хочет удорожать свою продукцию на $2,2 тысячи и хотел было перенести производство в Европу, однако наткнулся на ярое сопротивление со стороны официальной власти: терпите, мол, а то обложим налогами. И вообще, данная марка может производиться только в США. А тот факт, что годовая нагрузка компании вырастет на $100 млн, можно не принимать во внимание. В аналогичной ситуации находится и Levi's, а также производители всемирно известного бурбона.
К торговой войне подключаются все новые участники, среди которых и европейские партнеры США, а также ближайшие соседи в виде Канады и Мексики. Для США это хорошо: пока все наблюдают за ростом пошлин и разбираются с тем, кто за что будет платить и сколько теперь что стоит, они не наблюдают за ростом американского госдолга. Ситуация все больше напоминает детскую свалку в песочнице, которая, в итоге, ни к чему не приведет в ближней перспективе, однако все перессорятся и будут хуже взаимодействовать друг с другом. А США, тем временем, просто уменьшат свои долги. Шалость удалась.
обсуждение