При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Дефолт меняет структуру бизнеса и открывает новые возможности, либо просто его убивает, доведя до банкротства. Как управлять компанией в состоянии близком к дефолту.
Дефолт возникает в результате нежелания или невозможности выполнить заемщиком свои обязательства по кредитному договору. Проще говоря, это невозврат долга. По данным «Федресурса», в 2019 году суды признали банкротами 12401 российскую компанию. К началу осени 2020 года из-за невозможности выполнения своих обязательств по кредитам с дефолтом могут столкнуться 1 млн малых предприятий, подсчитали в «Опоре России».
Риск такого развития событий очень велик. Произошло катастрофическое падение выручки в отраслях, которые были вынуждены приостановить работу в карантин. Пострадали поставщики и контрагенты компаний этих отраслей, де-факто обрушилась вся бизнес-цепочка. С падением платежеспособного спроса, рухнут продажи товаров, не относящихся к категории первой необходимости.
Проблема выживания и, соответственно, выплаты кредитов, в равной степени коснется всех – фитнес-клубов, кинотеатров, ресторанов, отелей. Большие проблемы будут у автодилеров и риэлторов.
Почему может возникнуть дефолт
В России вопрос о банкротстве регулируется Федеральным законом N 127-ФЗ «О несостоятельности и банкротстве» от 26.10.2002. Если компания не может договориться о реструктуризации долга со своими кредиторами, то её, скорее всего, официально признают банкротом, то есть несостоятельной платить по долгам.
Причинами дефолта юридических лиц может стать неравновесие между доходами и расходами, часто возникающие при росте дебиторской задолженности, несбалансированность бюджета, необдуманные займы без просчета рисков, резкие скачки курса валют, в результате чего предприятию становятся недоступны закупки оборудования и сырья.
Всегда важно правильно оценивать риски. Как рассчитывается вероятность дефолта подробно описано в главе 2 Указаний Банка России N 4060-У.
К видам дефолта относят:
- Технический – может возникнуть из-за сбоев платёжной системы или форс-мажорных обстоятельств и обычно не имеет последствий.
- Корпоративный – возникает, когда действующий бизнес сталкивается с проблемами и не может платить заемщикам проценты по своим выпущенным облигациям. В такой ситуации компании грозят суды с кредиторами и банкротство.
- Перекрестный – когда невыполнение условий по одному кредитному договору влечет за собой неспособность выполнить обязательства и перед другими заимодавцами.
- Полный – окончательная неспособность выплатить деньги по кредитам, ценным бумагам и другим обязательствам.
Любой из видов дефолта, пусть даже временный, сказывается на репутации компании и поэтому его следует вовремя предотвращать.
Блокировка счетов
Собственникам и руководителям бизнеса не стоит дожидаться дефолта от банка, нужно вовремя начать подготовку к реструктуризации долга и переговоры с кредиторами, чтобы не случилось такой неприятной истории, как с предпринимателем из Челябинска, у которого банк заблокировал личный кабинет, в результате чего он потерял доступ к деньгам. Соответственно, возникли долги перед ФНС и контрагентами.
Вообще, блокировать счета должника банк не имеет права. Легитимен другой механизм – безакцептное списание. Когда бизнес обслуживается в том же банке, где есть просрочка по кредиту, у банка есть право приоритетного списания денег со счета. «Кладут» инкассовое поручение, списывают проценты, а потом тело кредита. Банк-кредитор не может заблокировать счета должника в другом банке либо получить информацию о финансах (принцип банковской тайны). Чтобы применять безакцептное списание к счетам должника в других банках, кредитор должен подписать с заемщиком соглашение о безакцептном списании средств с других счетов. Приняты к исполнению будут исполнительные листы и решения судов, если кредитор привлекает заемщика к ответственности за неуплату.
Как вести переговоры с банками-кредиторами
Каждая ситуация уникальна. Иногда лучше не спешить, оценить конъюнктуру рынка, а бывают случаи, когда нужно как можно скорее подавать заявление о своем банкротстве. Если решение будет поспешным, банк может принять превентивные меры, начать поиск нарушений кредитного договора для досрочного истребования долга, предлагать изменения в условия договора. Переговоры в статусе фактического дефолта укрепят банк в мысли, что нет смысла идти вам на уступки.
Условия кредитного договора с банком – изначально кабальные. Все изменения, а особенно в график платежей вносятся только по согласованию с кредитором. А кредитор почти наверняка начнет вести себя очень агрессивно: требовать увеличения залогов, настаивать на вхождении в ваш бизнес и получении контроля над его частью.
Тем не менее, не стоит опускать руки. Банку всегда выгоднее реструктуризировать долг, чем обанкротить должника. Договориться с банком можно, предприняв следующие шаги:
- Оценить возможности бизнеса и решить, имеет ли смысл реструктуризировать долг или сразу начинать процедуру банкротства.
- Проанализировать своё финансовое состояние и спрогнозировать, на какой срок хватит денег для погашения займов.
- Отказаться от дивидендов ради спасения бизнеса и изучить новые кредитные договоры для того, чтобы решить, сможет ли компания осуществить по ним выплаты.
- Составить официальное письмо о невозможности погашения долга и предложить банку свой план действий по выплатам. В письме следует финансово грамотно обосновать этапы работы с банком. Образец письма по реструктуризации долга можно посмотреть здесь.
- Если есть право на субсидии и льготные кредиты, то стоит подать заявку на них в тот же банк. В Постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 422 утверждены правила предоставления субсидий. Даже в случае отказа это будет выгодно предпринимателю при решении вопросов по другому кредиту или при подаче на банкротство.
Обязательно нужно уведомить кредиторов о возникновении неплатежеспособного риска, после чего начать переговоры с ними.
Этапы действий по реструктуризации
- Первое обращение заёмщика к кредиторам с информацией о необходимости реструктуризации. Уведомление о риске неплатежа. Предложение о проведении переговоров. Предложение воздержаться от агрессивных действий по взысканию задолженности.
- Встреча заёмщика с кредиторами. Предварительный анализ ситуации, обмен мнениями и позициями сторон. Согласование плана действий. Неформальный мораторий на обращение в суд за взысканием задолженности или объявлением банкротства.
- Предоставление заёмщиком информации, финансовой модели, предложения о реструктуризации. Анализ информации банками. Проведение кредитных комитетов. Доработка предложения о реструктуризации. Согласование предложения.
- Разработка соглашений о реструктуризации. Утверждение кредитными комитетами банков. Подписание соглашений.
- Выполнение соглашений и мониторинг.
обсуждение