При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Предпринимаемые меры по наполнению доходной базы бюджета привели к беспрецедентному росту налоговой нагрузки на бизнес. К каким новым фискальным инициативам бизнесу нужно готовиться уже сегодня?
Доходы бюджета в 2021 году показывают высокие темпы роста, причем даже на фоне относительно благополучного 2019 года.
Согласно расчетам ИКСИ, на основании предварительных данных Минфина за январь-июль 2021 года, доходы федерального бюджета превысили уровень соответствующего периода 2019 г. на 19,0%. Причем рост этот обеспечен доходами, не относящимися к нефтегазовым, которые даже снизились на 0,3% по сравнению с январем-июлем 2019 г.
Крупнейшим источником пополнения федерального бюджета стал НДС, поступления которого по внутренним операциям (без учета НДС на импортируемую продукцию) выросли в январе-июле к сопоставимому периоду 2019 года на 27,8%. Рост налоговых поступлений идет также за счет повышения НДПИ на твердые полезные ископаемые (на ряд из них введен рентный коэффициент 3,5), повышенной ставки НДФЛ в размере 15%, выплат налогов, по которым бизнес в прошлом году получил отсрочку.
Стабильность таких инструментов повышения бюджета вызывает серьезные опасения.
Предприниматели находятся в крайне бедственном положении. По данным Федресурса, число обанкротившихся юридических лиц в первом полугодии этого года выросло на 9,2%, до 4,92 тыс. Каждое шестое банкротство за этот период инициировано налоговой службой за долги по налогам. Согласно данным ведомства, рост банкротств произошел впервые за последние четыре года.
Помощи вопреки
Сложности, которые сейчас переживает бизнес, являются следствием недостаточности помощи, оказанной в пандемию. Меры поддержки бизнеса, действовавшие в прошлом году, имели очень узкий охват. Большинство предпринимателей не смогли воспользоваться поддержкой государства.
Помощь была предложена таким образом, что только на время предотвратила банкротство компаний и не способствовала возврату к привычным оборотам. Особенно в сложной ситуации оказались предприниматели, которые прибегли к безвозмездным кредитам. Многие из них не справились с обязательствами по таким кредитам и возвращали деньги по ставкам коммерческих банков. Отказ от такой помощи государства обошелся для компаний дешевле.
Государство быстро свернуло поддержку бизнеса. Мораторий на проверки, банкротства, отсрочка налоговых платежей, «кредитные каникулы» - действие этих и других мер уже завершено.
Реально эффективной оказалась безвозмездная поддержка бизнеса - списание налогов, снижение страховых взносов, поскольку была предоставлена на постоянной основе, всем компаниям, входящим в реестр МСП.
Что будет дальше
Государство сейчас стремится повысить собираемость налогов. Особенно тревожно это выглядит на фоне того, что экономика не может перейти от стагнации к восстановительному росту.
Какой же сценарий развития событий мы можем увидеть?
1.Предприниматели будут уходить в банкротство. Число тех, кто не может выплатить налоги, велико. Владельцы бизнеса стараются выбрать в данном случае наименьшее зло – уходить в банкротство не перед бюджетом, а контрагентами. Сейчас субсидиарная ответственность является эффективным инструментом налогового администрирования и пополнения бюджета.
Не исключено, что к 2021 г показатель банкротств обновит свой максимум. Недавно вышло распоряжение о том, что бухгалтерские документы надо хранить не 4, а 5 лет. ФНС активно проверяет нарушения прошлых лет, сейчас решения выносятся в основном по событиям, произошедшим в 2017 – 2018 годах. Теперь можно ожидать, что фокус внимания налоговой сместится на 2019 г, который был еще более сложным, чем 2018 г, о чем свидетельствует число закрывшихся в тот период юрлиц. Это означает, что размер штрафов за нарушения прошлых лет может поставить под сомнение прочность компаний, которые только начали оправляться в условиях пандемии.
2. При новом налоговом режиме, который сейчас обсуждается, налоги за предпринимателей будет считать налоговая инспекция. Будут учтены лишь расходы, прошедшие через счета в банке и онлайн-кассу. Зарплату на новом режиме можно будет платить только через банк, который сам снимет с вашего счета сумму НДФЛ и перечислит ее в бюджет.
Платить налоги придется каждый месяц, а не по налоговым периодам, как сейчас. У бизнеса будет еще меньше свободных ресурсов. Не будет возможности оборачивать деньги в бизнесе пару месяцев, их сразу придется отдавать в бюджет.
Предложение освободить бизнес от расчета налогов — это ни что иное как скрытое повышение налогового бремени и конфликт интересов. Никто из бизнесменов – моих клиентов не испытывает потребности в том, чтобы у них забрали расчет налогов, ведь это еще и уменьшение маневра в операционном бизнесе.
Когда государство начнет считать за вас налоги, исчезнут привычные способы экономии, наравне с десятками методов оптимизации. Станет невозможно навести порядок с накладными, до которых не дошли руки в предыдущем квартале. Уже не получится сэкономить время, отложив оформление перевозок и сделок купли-продажи на потом. Фактически будут закрыты все методы оптимизации налогов задним числом. Все ли компании смогут найти новые внутренние резервы для роста?
3. Важно не попасть впросак с налогами. Нам предложат обмен – 4% повышения налогов при отмене страховых взносов (для малого бизнеса взносы – 15%). Нетрудно посчитать, где есть выгода, а где нет. Тем отраслям, где высокая трудоемкость, отмена взносов, конечно, выгодна. Но и то в случае, если в бизнесе полностью белый ФОТ. А вот если вы работаете с самозанятыми – незачем соглашаться на повышение общей ставки на 4%. Ведь расходов на взносы все равно нет, льгот вы не получите. Я уже не говорю про отрасли, где зарплаты составляют небольшую часть расходов – например, торговля реальными товарами. Надо внимательно считать налоговую базу и сравнивать ее с ФОТ. Если налоговая база больше зарплатных расходов в 4 раза и больше, нет смысла переходить на новый режим.
Предпринимателям нужно начинать учиться вести бизнес на других условиях, обсуждение нового налогового режима может быть возобновлено уже в октябре, когда к работе приступит новый состав Госдумы.
обсуждение