Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

ИСЖ: вчера драйвер, сегодня аутсайдер

В первом квартале 2019 года зафиксировано снижение объёмов рынка инвестиционного страхования жизни более чем на четверть. По итогам года сегмент может «упасть» на 50%. В причинах сокращения рынка и его перспективах разбирался портал Finversia.ru.

По данным Всероссийского союза страховщиков и Ассоциации страховщиков жизни, за первый квартал текущего года рынок страхования жизни сократился на 5,5% – до 94,8 млрд рублей. Больше других сегментов «просело» инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) – на 26%, до 46 млрд рублей. Под влиянием чего так заметно сократился сегмент, которому ещё вчера приписывали роль драйвера всего страхового рынка?

Взялись за мисселинг

Согласно исследованию «Эксперт РА», в прошлом году инвестиционное страхование жизни обеспечило 56% абсолютного прироста взносов по банкострахованию. На фоне такого всплеска мисселинг (некорректная продажа полисов ИСЖ – прежде всего, под видом банковских вкладов) тоже достиг своего пика. Публичную обеспокоенность этим вопросом выразил Банк России. «Продавец должен ясно сообщать, что продукт не является депозитом и не защищен системой страхования вкладов, потому что в ряде случаев потребителей вводили в заблуждение по этому вопросу» – объяснял прошлой осенью в интервью «Ъ» зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Решение проблемы не заставило себя ждать. Был разработан и 1 апреля 2019 года вступил в силу стандарт Банка России, который повысил уровень раскрытия информации при продаже страхования жизни. Согласно документу, страховая компания должна раскрывать, как формируется инвестиционный доход, и предупреждать, что его может вовсе не быть. А также объяснять, что при досрочном расторжении договора ИСЖ довольно ощутимая часть средств будет потеряна. Контроль за агентами Банк России отдал на откуп страховым компаниям. По мнению регулятора, они должны сами стимулировать агентов к «правильному» поведению на рынке, добавляя в договоры с ними соответствующие положения.

Но на итоги первого квартала на рынке инвестиционного страхования жизни, скорее, мог повлиять более ранний документ – стандарты продаж для страховщиков жизни, которые принял Всероссийский союз страховщиков. Положения, вступившие в силу в январе 2019 года, очень схожи с требованиями стандарта ЦБ, говорят участники рынка, хотя между ними есть и различия.

И стандарты ЦБ, и стандарты ВСС сыграли не последнюю роль в снижении объёмов продаж инвестиционного страхования жизни, говорят опрошенные порталом Finversia эксперты. Они не стали для рынка неожиданностью – страховые компании готовились к ним заблаговременно.

– Было понятно, что на рынке есть проблемы, и страховые компании сами начали их решать: изменили политику продаж, начали проводить постобзвоны, рассказывать клиентам о возможностях расторжения договоров. Изменилось отношение к тому, как продавать, кому продавать, как информировать, – говорит генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. – Борьба с мисселингом снизила объём продаж, которые потом могли стать проблемными.

Не верь названию

На динамику рынка ИСЖ повлияли ещё несколько факторов. В течение последних трёх лет бурный рост рынка происходил и за счёт эффекта низкой базы, который теперь себя исчерпал. Судя по всему, рынок достиг определённой зрелости.

– В какой-то мере можно говорить и о насыщении спроса на ИСЖ: клиенты, заинтересованные в этом продукте, уже сейчас имеют в среднем по два и более полиса, – рассказывает Алексей Седушкин, директор по инвестиционному страхованию «Сбербанк страхование жизни» (лидера рынка ИСЖ, показавшего рост продаж по итогам первого квартала на 1,5%).

Кроме того, значимая доля продаж ИСЖ всегда приходилась на валютные стратегии. Потенциальная доходность по ним с конца 2017 года снижается, поэтому этот продукт теряет привлекательность в сравнении с другими инвестпродуктами.

Свою роль в снижении объёмов продаж сыграло и отсутствие роста доходов населения, и изменение системы мотивации банков-агентов.

– Банки, которые наиболее активно продают ИСЖ, стали чуть менее замотивированы на такие продажи, – говорит Павел Самиев. – У банков появилась мотивация продавать депозитные продукты, которые не прямо конкурируют с ИСЖ, но всё-таки пересекаются.

Продажа ИИС и продуктов доверительного управления также сказалась на охлаждении продаж ИСЖ, считает Павел Самиев.

– В нашей компании более половины продаж приходится на агентский корпус, который предпочитает продавать классическое накопительное страхование – НСЖ, а ИСЖ агенты обычно предлагают более состоятельным клиентам в качестве дополнительного инструмента для инвестирования средств, – рассказывает Евгений Гуревич, генеральный директор «Капитал Лайф Страхование Жизни» (четвёртой компании по объёмам страхования жизни в 1 кв. 2019 года, и в то же время показавшей максимальное снижение страховых сборов по сравнению с 1 кв. 2018 года – почти на 60%).

ИСЖ: кому и зачем оно нужно?

Несмотря на то, что инвестиционное страхование жизни не обладает высокой инвестиционной привлекательностью, его трудно назвать бесполезным финансовым продуктом. ИСЖ – подходящий инструмент для людей, которым важна защита капитала, так как условия договора предусматривают 100% возврат вложений. Среди преимуществ – страховая защита, налоговые и юридические преференции. К примеру, средства, вложенные в ИСЖ, на время действия договора признаются собственностью страховой компании и не могут быть отчуждены в процессе развода или банкротства клиента. Кроме того, через ИСЖ можно купить иностранные активы.

По словам Алексея Седушкина, львиная доля клиентов, покупающих ИСЖ, – это «люди среднего класса и выше» с объемом сбережений 1-3 млн. рублей. «Это логично, поскольку ИСЖ – продукт довольно долгосрочный (обычно полисы 5-летние), и для комфортного инвестирования необходимы свободные средства» – поясняет эксперт. По данным «Сбербанк страхование жизни», средний возраст клиентов в сегменте ИСЖ – от 45 и старше. Мужчин и женщин среди них примерно поровну.

Что ждёт рынок до конца года?

Будущее рынка инвестиционного страхования жизни эксперты оценивают неоднозначно. Скорее всего, сегмент ИСЖ уже не вернётся к прежним темпам роста. По итогам нынешнего года он может сократиться на 50%, считают в агентстве «Эксперт РА».

Большинство прошенных нами экспертов не так пессимистичны в своих оценках.

– Такого роста, как в прошлые годы, мы не увидим, но динамика рынка в этом году должна стабилизироваться, – говорит Павел Самиев. – Падение в первом и втором кварталах сменится во втором полугодии небольшим ростом.

Алексей Седушкин по итогам 2019 года ожидает снижения объема продаж по рынку ИСЖ в целом, насколько – он не уточняет. «Если говорить про «Сбербанк страхование жизни», то такого роста страховых премий, как в 2018 году, у нас и не запланировано на этот год», – добавляет Алексей Седушкин.

– Продажи ИСЖ как вида прошли свой пик во втором квартале прошлого года. После этого пошла тенденция на снижение. В этом году она продолжится. Во втором квартале сборы по ИСЖ на рынке в целом (без учёта лидера рынка – «Сбербанк Страхование Жизни») будут ниже первого, – прогнозирует Евгений Гуревич.

Пальма первенства переходит к НСЖ?

В то время как сборы по ИСЖ в первом квартале драматически упали, накопительное страхование жизни за тот же период продемонстрировало рост на 49,6%.

– В ближайшие годы новым драйвером может стать классическое накопительное страхование, потому что это более массовый, чем ИСЖ, и социально ориентированный продукт, который несет максимальную потребительскую ценность, – уверен генеральный директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселёв. – В то время как кредитное страхование обеспечивает только защиту от рисков, а инвестиционное страхование больше нацелено на получение доходности, накопительное страхование сочетает в себе сразу два главных преимущества страхования жизни: защиту в виде большого страхового покрытия и формирование личного капитала.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)