При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центробанк обновил свои алгоритмы фрод-мониторинга и отчитался о снижении объёма махинаций биржевых брокеров на целых 80%.
«Нет такого понятия, как проблема, есть только возможности»
Джон Кехо, «Подсознание может всё!»
Само словосочетание «биржевые махинации» заставляет вспомнить фильм «Волк с Уолл-стрит» и его главного персонажа Джордана Белфорта в исполнении Лео ди Каприо. Интересно, есть ли у нас свои «биржевые волки», если уж присутствуют сами махинации и подозрительные сделки? С точки зрения регулятора – да. Например, активный игрок рынка высокодоходных облигаций «Иволга Капитал», на долю которого в отчетном втором квартале 2020 года приходится почти треть размещений (2,44 млрд рублей), оказался подозрительным.
По данным уже упомянутого фрод-мониторинга, проведённого по поручению ЦБ на бирже, уровень сомнительных транзакций у «Иволги» зашкаливает. Кроме того, на компанию жалуются эмитенты, которые завалили обращениями контролирующие органы, щедро поделившись документацией и записями переговоров. Судя по предоставленным данным, «Иволга Капитал» берётся продавать всех подряд, невзирая на уровень риска, лишь бы получить за услуги свою комиссию. Напоминает стратегию «волка с Уолл-стрит», который продавал любые бумаги, не заботясь о последствиях. Похоже на то, что на рынке высокодоходных облигаций (ВДО) надувается и почти готов с мощным грохотом взорваться радужный мыльный пузырь.
Говоря об «Иволге», мы так или иначе выходим на её главу – небезызвестного в брокерских кругах Андрея Хохрина. Он не видит проблем для своих инвесторов и эмитентов, а лишь возможности. Собирает «тёмных лошадок» среди эмитентов, помогая рекламой, информационным шумом и собственным талантом убеждать. Открывает инвесторам дорогу к высоким доходам и к еще более высоким рискам.
Картина поначалу рисуется радужная: человек помогает предприятиям развиваться, а людям выгодно вкладывать средства. Только вот в этой благодати упущена важная деталь. Даже опытный инвестор далеко не всегда может оценить риски вложений, а дилетант обращается за этим к посредникам. Человеку без собственного опыта приходится кому-то доверять, если он хочет инвестировать, и это нормально. Но найти надежного помощника непросто, вокруг плавают акулы, улыбаясь во все свои профессиональные зубы. Инвестору нужен человек с безупречной репутацией. А вот с ней у нынешнего главы «Иволги Капитал» – большие проблемы. Она была подмочена намного раньше.
В Москву будущий брокер приехал в конце 90-х из Перми, где торговал спиртным, судя по виду деятельности его ИП. В столице бывший продавец зелья успел поработать в ряде брокерских компаний и засветиться отчаянными сделками. Апогеем стал провал размещения облигаций предприятия по производству сублимированных продуктов «Сибирский гостинец», который запомнился рынку. Было много шума, рекламы, большой резонанс, но размещение в итоге провалилось. Причина – всё те же высокие риски, которые пытались замаскировать фантастически высоким доходом. Его ожидаемо «Сибирский гостинец» выплачивать не смог и подал на Андрея Хохрина в суд. Параллельно многочисленные частные лица, потерявшие во вложениях в «Сибирский гостинец» значительную часть своих сбережений, обращались за помощью, куда только могли. Например, в редакцию Finversia.ru написала коллективное письмо группа частных лиц, вложивших в облигации «Сибирского гостинца» 50% своих сбережений по совету известного финансового консультанта. Каким образом профессионал может порекомендовать вложить половину сумму, вырученной от продажи однокомнатной квартиры, в бумаги одного, не самого известного на рынках эмитента, – остается только гадать. Либо нам, либо регулятору. Очевидно, «Сибирский гостинец» или «Иволга» умеют заинтересовать «правильных» финконсультантов в подобных советах.
...Есть очарование в рискованном брокере с внешностью отличника-очкарика, который проворачивает лихие сделки и зарабатывает миллионы. Но это только в кино. В реальной жизни такие персонажи оставляют за собой руины из дефолтных предприятий и потерявших накопления россиян. Собрав урожай в «Гостинце», Хохрин появился в инвестиционном подразделении банка «Церих» – чудом уцелевшем после банкротства самой кредитной организации, лишившейся лицензии за отмывание сомнительных денег. Эта компания известна безжалостными скрытыми комиссиями, грозящими обнулить депозит клиента, и посредственным сервисом, не дающим клиентам расслабиться. Но даже оттуда нашего фигуранта попросили. И вот тут у «волка с Московской биржи» возникает новая организация, уже собственная.
Нынешняя инвестиционная стратегия «Иволги Капитал» внушает опасения не только проверяющим органам, но смущает и рядовых инвесторов. Достаточно почитать критические отзывы на форуме Banki.ru. Высокая доходность в 15% при нынешней сложной экономической ситуации и сомнительный набор из хилых региональных эмитентов заставляют задуматься о риске на грани заранее запланированного провала. Например, можно вложиться в бумаги суровой челябинской строительной фирмы «Флай Плэнинг». Вроде бы развивалась многообещающими темпами, входя в пятёрку лидеров индустрии своего региона. Но это было четыре года назад, а теперь даже не входит в областную десятку. Возобновление карантина и принудительная заморозка строительных объектов может похоронить застройщика. Впрочем, Хохрин будет знать обо всём заранее, ведь он вошёл в совет директоров «Флай Плэнинг», обеспечив себе доступ к инсайду и возможность манипулировать фирмой.
Прочие эмитенты тоже как на подбор: колхоз имени Тараса Шевченко, «Лизинг-Трейд» и прочие организации второго-третьего эшелонов. У «Иволги» везде всё схвачено, но спасёт ли это ее клиентов при дефолте и поможет ли получить обещанный доход – вопрос. В случае с «Сибирским гостинцем» все остались в проигрыше. Кто может гарантировать, что с «Иволгой Капитал» будет иначе?
Ответственность профессионального посредника состоит не только в том, чтобы провести сделку любой ценой, но и в том, чтобы обе стороны были в курсе всех возможных последствий. Если брокер закладывает неадекватно высокую плату за свои услуги, то он просто обычные кровосос. Ненаказуемо. Когда к жадности прибавляются попытки скрыть от инвесторов реальный уровень риска, то это уже за гранью всех приличий. Пока российский финансовый рынок можно считать диким, о чём свидетельствует наличие на нём финансовых компаний, играющих рисково на мусорных облигациях, но сохраняющих неоправданно хорошую мину перед клиентами при плохой игре.
Полагаться на деловой этикет, взывая к совести, бесполезно, особенно в нынешней нестабильной экономической обстановке. Должен быть контроль со стороны и своевременное удаление с рынка игроков, манипулирующих информацией, искажающих её. Грань между мошенничеством и рискованным бизнесом определяет закон. С его исполнением на российском фондовом рынке не всё гладко. Центробанк регулярно инициирует мероприятия по выявлению недобросовестных участников рынка, но этот процесс, судя по всему, далёк от завершения.
обсуждение