При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Правительство РФ подтвердило общий подход по дивидендам госкомпаний в 50% от чистой прибыли, при этом для естественных монополий размер выплат будет определяться с учетом осуществления инвестпрограмм. Соответствующие поручения содержатся в протоколе состоявшегося в конце января совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, копия которого есть в распоряжении "Интерфакса".
Министерствам и ведомствам при формировании позиции государства как акционера по вопросам выплаты дивидендов компаний предписывается руководствоваться необходимостью "направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли АО". В то же время в отношении тех акционерных обществ, которые являются естественными монополиями, размер дивидендов надо "определять с учетом необходимости направления части прибыли на реализацию инвестиционных программ". Что касается предприятий ОПК, то дивиденды будут рассчитываться, принимая во внимание использование прибыли, в том числе, на проекты по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Одновременно Минэкономразвития и Минфину поручено принять меры по рассмотрению Госдумой изменений в законы "О естественных монополиях" и "Об электроэнергетике". После вступления документа в силу необходимо "незамедлительно внести в правительство проект акта правительства о порядке и сроках выплаты дивидендов акционерными обществами, являющимися субъектами естественных монополий".
Как сообщалось, Росимущество в марте прошлого года разослало госкомпаниям традиционное письмо о подготовке к проведению собраний акционеров, формулировки которого относительно размера годовых дивидендов не изменились. Росимущество, как и год назад, напоминало госкомпаниям о распоряжении правительства №774-р от 2006 г., а также о пункте протокола совещания у премьера Дмитрия Медведева от 21 сентября 2016 г., согласно которым на дивиденды нужно направлять не менее 50% чистой прибыли АО без учета доходов от переоценки финансовых вложений, "если иное не установлено актами правительства РФ".
Решающей роли, впрочем, эти напоминания не сыграли: по ряду компаний борьба между чиновниками и госкомпаниями оба раза завершилась в пользу профильных лоббистов.
Минфин и Минэкономразвития дважды пытались закрепить норму о 50% прибыли на уровне распоряжения №774-р, но в итоге от этой идеи отказались, и минимальная планка в 25% в документе осталась. Главное "бюджетообразующее" исключение из "правила 50%" - "Газпром". В последние годы спор о размере его выплат заканчивался одинаковым компромиссом между монополией и чиновниками: изъятием части прибыли в бюджет двумя способами - не только через дивиденды, но и через индексацию НДПИ. В проектировки бюджета на 2019-2021 гг. Минфин вновь заложил выплату "Газпромом" дивидендов в 50% прибыли по МСФО (предусматривая рост выплат на акцию примерно в три раза). "Газпром" в итоге согласился сдвинуть дивиденды с "мертвой точки" (8,04 руб. на акцию), выйдя по итогам 2018 г. на двузначный размер выплат. Однако рост будет сдержанным: "Газпром" закладывает в бюджет выплаты в 10,43 руб. на акцию.
обсуждение