При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центральные банки Латинской Америки становятся более агрессивными по мере того, как призраки высокой инфляции в регионе становятся реальностью, а недавний разворот Федеральной резервной системы США еще больше повысил рыночные ожидания в отношении ужесточения денежно-кредитной политики.
За последние три недели центральные банки Бразилии и Мексики, двух крупнейших экономик региона, повысили базовые процентные ставки, о чем было широко заявлено в первом случае, но шокировало рынки во втором.
Эти шаги драматизировали то, как внезапно прозвучало предупреждение об инфляции для политиков в регионе, где такие страны, как Бразилия, годами боролись с гиперинфляцией, а другие, такие как Аргентина, все еще борются с двузначным ежегодным ростом цен.
Это отражает действия ФРС, которая в прошлом месяце начала сворачивать свою сверхмягкую политику, вызванную пандемией. Центробанк США спроектировал ускоренный график повышения процентных ставок и начал переговоры о том, как положить конец скупке облигаций в эпоху кризиса.
Инфляционное давление в Латинской Америке резко контрастирует с азиатскими странами с формирующейся рыночной экономикой, где центральные банки в основном приостановили активность, а спрос слаб, поскольку экономика пытается оправиться от пандемии.
В Бразилии рынки теперь ожидают, что процентные ставки в конце года будут выше своих уровней конца 2019 года, до блокировки COVID-19, когда инфляционное давление было труднее обнаружить.
Ожидается, что к концу года Мексика повысит ставки более чем на 125 базисных пунктов, после своего первого повышения с 2018 года. Колумбия, которая в последний раз повышала ставки в 2016 году, может вырасти более чем на 150 базисных пунктов к концу года, несмотря на то, что после последнего заседания центрального банка вопреки ожиданиям было сделано «голубиное» заявление.
«Некоторым центральным банкам, возможно, придется повысить ставки сверх того уровня, который был до шока COVID, до такой степени, что шок COVID сопровождался гораздо более высокими ценами на сырьевые товары и более слабыми валютами, что является редкой комбинацией», - сказал Густаво Медейрос, заместитель главы исследовательской компании управляющего фондом Ashmore, ориентированного на развивающиеся рынки.
Он сказал, что тенденция к ослаблению валют меняется, «это означает, что инфляционное давление в будущем будет намного меньше».
Показательный пример: бразильский реал упал почти на 8% в первом квартале, став одной из самых слабых основных валют в начале года, но восстановился и стал лидером в прошлом квартале, поднявшись более чем на 13%.
Резкий разворот отчасти вызван центральным банком Бразилии, который сейчас является одним из самых агрессивных в развивающихся странах. В конце года его базовая ставка Selic была рекордно низкой - 2%, и комитет Copom центрального банка, устанавливающий ставки, проводил политику прогнозирования, чтобы указать, что ставки останутся на этом уровне.
При инфляции, превысившей прогноз, в марте Copom впервые за почти шесть лет повысила процентную ставку. Он не оглядывался назад, поднимаясь на 75 базисных пунктов на каждой из своих следующих двух встреч до 4,25% и даже обсуждая более крупный рост на своем июньском заседании.
«Поскольку мировая экономика быстро восстанавливается, инфляционное давление в первую очередь возникло на развивающихся рынках, - заявила на этой неделе рейтинговая компания S&P, подчеркнув ускоряющееся ужесточение денежно-кредитной политики Бразилии. - Другие страны Латинской Америки, вероятно, сделают то же самое к концу года».
Министр экономики Пауло Гедес заявил на прошлой неделе, что реальный рынок может укрепиться «гораздо больше». Аналитики считают, что Copom может получить некоторую свободу действий по процентным ставкам, если более сильная валюта сможет ослабить инфляционное давление.
В Чили резкое восстановление спроса, более жесткие условия торговли, рост инфляции и «очень низкая» номинальная процентная ставка «поддерживают начало постепенного процесса нормализации денежно-кредитной политики», сказал глава экономического отдела Goldman Sachs в Латинской Америке Альберто Рамос.
В июне директивные органы Чили обсуждали повышение ставок, что повысило вероятность начального шага в этом месяце. Рынки ожидают, что основная ставка, которая сейчас составляет 0,5%, к концу года составит около 2%, что выше 1,75% до COVID.
Мексика повысила ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 4,25% на прошлой неделе, усиливая ожидания дальнейшего повышения. На данный момент рынок оценил рост цен на 110 базисных пунктов до конца года.
Годовая инфляция в Мексике в середине июня составила 6%, что вдвое превышает целевой показатель центрального банка в 3%.
В Колумбии, где инфляционное давление оставалось умеренным на фоне сокрушительного всплеска безработицы, связанного с COVID, даже несмотря на то, что песо в этом году упал более чем на 9%, центральный банк, как считается, имеет более пологий подъем.
«Прогноз инфляции Колумбии более комфортный и был очень комфортным до недавнего времени. Вот почему у них больше времени, чтобы отреагировать, - полагает Мауро Рока, управляющий директор по суверенным исследованиям развивающихся рынков в компании по управлению инвестициями TCW. - Даже в этом случае ожидается, что мы увидим более агрессивный тон в подготовке к старту в этом году».
Управление ожиданиями станет ключевым фактором для сохранения доверия к центральным банкам региона, будь то более агрессивные заявления или фактические повышения.
«Во многом макроэкономическое здоровье стран региона будет зависеть от доверия, которое их центральные банки могут предоставить рынку, - агентству Рейтер экономист Джонатан Фортун из Института международных финансов. - Неспособность сделать это в разное время в прошлом приводило к очень болезненным последствиям в регионе».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Analysis: Latam central banks look past COVID as inflation phantoms loom (Reuters)
обсуждение