Суббота, 21.12.2024
×
Фондовый рынок-2025. Куда и как инвестировать. Инвестиционные продукты, стратегии и портфели

Военный конфликт на Донбассе может повлиять на планы ФРС по повышению ставки

Аа +
+2 -0

Перспективы повышения ставок ФРС после марта могут стать менее ясными, если произойдет эскалация военного конфликта на территории ЛНР и ДНР.

Это связано с тем, что политическая напряженность уже привела к росту цен на нефть и бензин, который является основной статьей потребительских расходов для многих американцев.

Цены на нефть и другие сырьевые товары растут из-за опасений, что ввод российских войск в Украину и санкции США и их союзников потенциально могут привести к ограничению поставок. Россия является крупным экспортером нефти и природного газа. Страна также является крупнейшим экспортером пшеницы и палладия. Москва также является крупным игроком на рынке никеля, алюминия и других металлов.

«Речь идет о нефти, а не о чем-то другом, о пшенице, палладии и никеле, — подчеркнул Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics. — Нефть, вероятно, подорожала на $10 или $15 за баррель из-за конфликта… Это, вероятно, добавит, если сохранится, около $0,30 или $0,40 за галлон к неэтилированному бензину. Это целых полпроцента от потребительской инфляции в годовом исчислении, а мы уже находимся на уровне 7,5%. Мне кажется, это действительно усложняет усилия ФРС по сдерживанию инфляции и возвращению к полной занятости».

Рост цен на энергию

По данным AAA, потребители в США платили в среднем $3,53 за галлон неэтилированного бензина, что на $0,90 больше, чем год назад, и на $0,21 в прошлом месяце. Сырая нефть подорожала примерно на 50% в прошлом году.

Экономисты говорят, что именно цена на нефть может в конечном итоге повлиять на политику ФРС. Скачок цен на нефть сначала является катализатором инфляции, и в конечном итоге он может стать дезинфляционным, если цена вырастет и сохранится, замедляя экономический рост. Действительно, если произойдет полномасштабный военный конфликт между Россией и Украиной, цены могут значительно вырасти, считают аналитики в сфере энергетики.

«Это все усложняет, — считает Брюс Касман, главный экономист JPMorgan. — Есть сценарий, когда удар по росту становится более существенным. Есть также сценарии, когда рост цен не так вреден для роста и подпитывает инфляцию».

Касман ожидает, что ФРС продолжит повышение ставки по федеральным фондам на четверть пункта в марте, поскольку ситуация на Украине ослабляет аргументы в пользу повышения на полпункта. Его прогноз — еще шесть повышений ставок до конца года.

Вот где перспективы для центрального банка становятся туманными: с одной стороны, паника роста может замедлить темпы подъема. С другой стороны, считают экономисты, ФРС может стать еще более агрессивной, если увидит более резкий рост инфляции.

«Я определенно думаю, что нефть сегодня стоит примерно на 30% больше, чем в среднем за четвертый квартал, — сказал Касман. — Если вы подниметесь в сторону увеличения на 75%, 100%, то есть $120-150 [за баррель], то я должен буду поверить, что здесь достаточно ущерба, чтобы оказать негативное влияние на глобальный рост».

Занди сказал, что в настоящее время ФРС сосредоточена на сдерживании инфляции, которая оказалась гораздо более сильной и продолжительной, чем ожидалось. Он назвал скачок цен на нефть до $150 менее вероятным и указывает на «мрачный сценарий», но рост цен на топливо все же может привлечь внимание ФРС.

«Я думаю, что сейчас это усиливает их стремление быстро нормализовать политику, потому что они больше сосредоточены на инфляционных эффектах, чем на эффектах роста, — сказал Занди. — Пандемия стала еще большим шоком предложения, а поверх нее наложился еще один шок цен на нефть. У нас одновременно происходят два серьезных потрясения с поставками. Вот почему это так сложно для ФРС».

Повышение ставки предстоит в марте

Касман сказал, что ФРС не будет воздерживаться от начала цикла повышения ставок в марте, потому что она считает, что отстает от графика. «То, где мы будем через три или четыре месяца, на самом деле будет зависеть от того, увидим ли мы, что цены продолжат расти, и как это повлияет на рост», — сказал он. Эксперт ожидает, что рост валового внутреннего продукта в среднем составит 3,6% в этом году.

По словам Касмана, ФРС исторически не привыкла повышать ставки в период, когда цены на нефть растут.

«Конечно, это добавляет давления. В той мере, в какой рост не пострадал, более высокая инфляция сама по себе становится более среднесрочной проблемой, — сказал он. — С другой стороны медали, тот факт, что ФРС ужесточает политику, а мы получаем негативный шок предложения, усиливает влияние негативного шока предложения на рост, поскольку ФРС ужесточает его. Мы не видели такого со времен Пола Волкера».

Бывший председатель ФРС был известен своей агрессивной борьбой с инфляцией, подняв целевую ставку по федеральным фондам до пика в 20% в 1981 году. И наоборот, ФРС под руководством Джерома Пауэлла собирается поднять процентные ставки с текущего диапазона от нуля до 0,25%.

«С точки зрения функции реагирования ФРС, Гринспена, Бернанке, Йеллен, когда они увидели резкий рост цен на нефть, это либо произошло после того, как они закончили ужесточение, либо удержало их от ужесточения», — сказал Касман.

Занди отметил, что на энергоносители приходится 4,3% потребительских расходов. На моторное топливо приходилось 2,7% потребительских расходов по состоянию на декабрь 2021 года.

Потребительские расходы на энергию достигли пика почти в 10% еще в эпоху Волкера в июне 1981 года. Самый низкий уровень был в ноябре 2020 года, когда расходы на энергию упали до 3,3%.

Материалы на эту тему также можно прочитать:

Russia’s Ukraine incursion could complicate the Federal Reserve’s interest rate decisions (CNBC)

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)