При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Если попытаться найти хоть какой-то позитив в вирусном кризисе, то, наверное, единственный будет в то, что он подтолкнул человечество к дистанционке, к новым форматам работы, к тому, что называется «цифровизацией» экономики и просто нашей повседневной работы. Это уже не просто модный тренд, а насущная необходимость. Но так ли все однозначно? Будет ли прост этот переход и стопроцентно ли мы готовы к такому переходу? Об этом – беседа главного редактора Finversia.ru Яна Арта с генеральным директором проекта Fintech Lab Антоном Арнаутовым.
- Антон, как главный апологет российского финтеха, наверное, был готов ко всему. К развитию в дистанционном формате, к бизнесу, который делается на расстоянии. По сути пять лет ты был знаменем российского финтеха, несомненной частью которой является дистанционность, удаленность, «компьютерность», «телефонность» и так далее. И вот вдруг этот вызов обрушился на нас. На твой взгляд, как сошлись реальность и то, о чем пять лет было модно говорить?
- Финтех сегодня, наверное, один из немногих видов бизнеса, который хоть как-то оказался подготовлен к тому, что происходит. Это то, что связано с онлайном, это то, что связано с дистанционкой, то, что связано с безкэшевыми платежами. Наоборот работы стало, по-моему, на порядок больше. Денег меньше, а работы больше (смеется).
- Можно уже сказать, что прошло испытание кризисом, что – еще проходит, а что - не проходит?
- По моим ощущениям, сейчас вообще проходят испытание кризисом какие-то очень простые жизненные вещи. То есть, сейчас потребности бизнеса сузились до самых насущных проблем выживания. Одной из таких проблем, например, является срочный перевод своего бизнеса в онлайн. Несмотря на то, каким он был в офлайн – это сейчас неважно. Вот у меня есть хороший приятель Сергей Шевков, который развивает проект cKassa. У него все эти годы был платежный агент, который рос все эти годы потихонечку себе. А сейчас это становится буквально супернасущной технологией. Когда действительно не до изысков, с одной стороны, не до улучшения и усовершенствования, а просто необходимо сейчас, в моменте, иметь возможность показать свой товар в соцсети и тут же начать его продавать. Вот финтех сегодня – это то, что может позволить тебе в течение часа подключить платежи.
Финтех сегодня – это то, что может позволить тебе в течение часа подключить платежи.
- То есть можно предположить, что даже самые консервативные устремятся в эту сферу?
- Самые консервативные останутся там, где есть. Самым консервативным – то есть нашим крупнейшим российским корпорациям - в любом случае помогут. Они вообще, по-моему, с трудом замечают, что вокруг какой-то кризис… В любом случае, думаю, что на их моментальную трансформацию вряд ли можно рассчитывать. Да, конечно, что-то там изменится после того как высокое начальство посидело по своим изоляциям. Они поняли, что можно, оказывается, общаться совершенно по-другому и рабочий день может быть совершенно другой и процессы можно выстраивать в онлайне. Но не думаю, что на жизнь совсем уж крупных корпораций это явление произведет какой-то сногсшибательный эффект. На жизнь менее крупного бизнеса – да, конечно. Потому что сегодня собственно решается, кто может приспособиться к этой среде, а кто - нет. Понятно, что мы сейчас все совершаем судорожные телодвижения. А когда волна пройдет, те, кто смогут использовать инструменты, которые лежат под руками, быстро собирать из них новые схемы бизнеса, опираться на них, - те и выживут.
- У нас в студии Finvesria-TV был не так давно Герман Клименко. Он формулировал очень жестко: начнется новая жизнь, не все туда попадут, пропуск в новую жизнь - это «цифра». Ты бы согласился с таким?
- Нет, не согласился бы, потому что люди остаются «ламповыми», кризис не навсегда и я предвижу, что будет всплеск, наоборот, какого-то теплого «лампового» бизнеса после того, как все это закончится. Если говорить о малом и среднем бизнесе… А вот пропуск в большой серьезный бизнес – наверное, да.
Ключевая штука сейчас – это скорость. Нам последние 5-7 лет всем все время твердили о том, что скорость изменений увеличивается, мир меняется. Мы слушали, иногда – со снисходительной улыбкой. И вот тут за две недели, в общем-то, этот вирус разнес привычные нам бизнес-пространства в тартарары и отступать пока не собирается. Если кто-то думает, что еще через пару недель все закончится и «нас выпустят», то он ошибается. Бизнес-среда будет меняться с умопомрачительной скоростью. Единственное, что дает «цифра» - она дает возможность какие-то процессы перестраивать на лету гораздо быстрее, чем в физическом мире.
Самые консервативные останутся там, где есть. Они вообще, по-моему, с трудом замечают, что вокруг какой-то кризис.
- Сейчас на слуху понятные мемы, лобовые. Например, что пойдет в рост дистанционное обучение…
- Да приперло уже всех это дистанционное обучение…
- …Или что пойдут в рост интернет-доставка, игры в интернете и так далее. С одной стороны – это логичные, здравые предположения. С другой стороны – что-то мне подсказывает, что все будет не так гладко и не так однозначно. Простой пример из моей жизни: например, я не хочу теперь использовать сервис «Вебинар.ру», казалось бы - дистанционный. Потому что именно этот кризис толкнул меня к Zoomу, по которому мы сейчас с тобой беседуем. Я не хочу сказать, что у «Вебинар.ру» что-то плохо. Но вот лично меня это подтолкнуло сделать выбор. То есть, казалось бы, дистанционка стала насущной необходимостью, а реально какие-то дистанционные сервисы могут потерять клиентов…
- Цифры показывают: процессы развития ведет к господству глобальных платформ и к унификации. Facebook, Google и так далее. Теперь Zoom. Еще три недели назад никто не знал, что Zoom может стать таким мегамонстром. Конечно, в этой ситуации все, кто разрабатывает аналогичные исходные сервисы, они оказываются в пролете. Но на то она и «цифра», что те, кто оказался сегодня в пролете, очень быстро могут перевернуться на лету…
Доставка – один из самых интересных моментов в этой теме. Доставка - это «последняя миля». Безусловно, сейчас она рванула со страшной силой - в три-четыре раза как минимум увеличился объем заказов. Я не думаю что это временное явление. Потому что во многом это удобно, а потом ещё эта вирусная фобия... Мы все сейчас приобретем кучу фобий после этой замечательной истории.
Человеку и его мозгу необходимо время для того, чтобы перестроиться. Конечно, это не две недели и даже, вероятно, не год. За две недели не то, что культуру нельзя изменить, нельзя даже осознать, что все мы ровалились в другую реальность. У нас сейчас коллективный. Потом начнется «приход», мы начнем понимать, что цифровая распределенная реальность - это совсем не то, к чему мы привыкли.
Если кто-то думает, что еще через пару недель все закончиться и «нас выпустят»… нет. Бизнес-среда будет меняться с умопомрачительной скоростью.
- Ты упомянул фобии и практически снял тему с моего языка. Дистанционка проявила разные качества людей. Как работодатель сегодня я наблюдаю: вот эти сотрудники на дистанционке работают не хуже прежнего, вот эти – даже лучше, а вот эти – вообще не годятся и после кризиса я, наверное, буду вынужден расставаться – особенно, с учетом, что сейчас вообще надо сокращать расходы… То есть для меня дистанционка проявила людей и я как один из миллиона маленьких работодателей сделаю свои выводы. А выводы всего миллиона повлияют на рынок труда. Вот эта адаптивность людей к дистанционной работе – она, на твой взгляд, проблема?
- Нас никто не спросил, хотим мы этого или нет. Это не добровольный переход на удаленку. Сейчас происходит очень интересная штука, если посмотреть всякие обучающие вебинары, конференции, которым сейчас несть числа, обычно учителями выступают ребята, которые 10-15 лет работают в новых форматах. Все у них замечательно. Инструментами они пользуются, мотивация у них отлажена, контроль у них налажен.
Правда, когда их спрашиваешь, а как контролировать? «Да мы такую команду собирали, которую и контролировать не надо» - звучит ответ. А сейчас на удаленку в течение последних недель вывалились девять десятых населения стран, по которым прокатился вирус. Последствия этого сегодня еще трудно осознать…
Вот ты говоришь: я вижу, что эти - эффективнее, эти - неэффективные, а этого я уволю… Увольнять придется просто потому, что денег станет меньше, А делать какие-то далеко идущие выводы о том, кто сегодня эффективен, кто неэффективен, - рано. Мы еще не дошли даже до первой стадии осознания. Первая стадия – «гнев», «торг» и так далее.
Предстоит еще только осознать, кто и как проявит себя на удаленке, что заменит привычные нам социальные механизмы, привычную социальную динамику внутри офиса, между офисами… Вот все сейчас потешаются над устроителями офлайн-мероприятий. Давайте проживем полгодика без офлайн-мероприятий и посмотрим, а как мы свои бизнес-контакты налаживаем, а как мы заключаем между собой нематериальные, но очень важные союзы, на которых, собственно, держится ткань бизнеса? Эта ткань была просто разодрана, и сейчас мы пытаемся какими-то заплатками подстраиваться, используя цифровые каналы…
Я очень много наслушался ребят, кто профессионально и давно сидит на удаленке. Во-первых, в основном это - сфера IT, очень специфическая сфера. Писать код можно вместе, сидя по разные стороны океана. Все остальное - это сфера человеческих взаимоотношений. Насколько они транслируются через экран? Да, черт его знает. Я просто могу посоветовать очень внимательно изучать опыт тех, кто действительно давно так работает.
А как мы свои бизнес-контакты налаживаем, а как мы заключаем между собой нематериальные, но очень важные союзы, на которых, собственно, держатся ткань бизнеса? Эта ткань была просто разодрана и сейчас мы пытаемся какими-то заплатками подстраиваться, используя цифровые каналы.
- То есть ты предостерегаешь от упрощения в понимании ситуации и спешного поиска рецептов на данном этапе?
- Я предостерегаю от выводов на основании двух недель, проведенных в онлайне.
- За последние 15 лет мир породил очень много психологов, консультантов, коучей, которые рассказывали и обучали, как жить в коллективе, как снять стресс от коллективов и офисов, от взаимодействия людей. И сегодняшняя ситуация через какое-то время вызовет новый запрос: а как мне снять стресс от того, что я сижу один и работаю дома? А как вообще делать карьеру на дистанционке? А как, говоря словами Карнеги, завоевыать друзей и оказывать влияние на людей дистанционно?
Как думаешь, здесь будет новый психологический, как теперь модно говорить, вызов и начнется какая-то ломка?
- Поскольку мы с тобой оба люди фейсбучные, то начинаем наблюдать это уже сейчас. Если сейчас посмотреть реплики многих вполне здоровых людей, то тон сильно поменялся в последние две недели. Думаю, что мы получим первые ягодки уже к майским праздникам, когда станет понятно, что эта ситуация – День Сурка. Да, нам предстоит огромная ломка.
На удаленке важно себя занимать, и делать это по определенному графику. Это одна из аксиом. В обычном мире у тебя есть привычный распорядок. Ты должен доехать до работы, уехать с работы, переместиться на встречу. На удаленке важно держать ритм. Ты должен методично заниматься каким-то понятным делом и двигаться. Мне это позволило действительно разобраться с собой - хотя бы для начала.
Мы создали проект «На удаленка PRO». Есть сайт, есть каналы в Яндекс.Дзен и на YouTube.
Я периодически ищу людей, которые готовы поделиться опытом. Мы собираем. Можно сказать «народную энциклопедию» удаленки. Еще мы делаем сейчас такой «антикриз» - со стартапами, которые, например, предлагают что-то какие-то инструментарии для удаленки. С удовольствием про них рассказываем.
Я бы очень советовал читать разные мнения в нашем проекте именно потому, что нет универсального рецепта и никогда заранее неизвестно, что ты найдешь именно для себя,. Где и у кого ты найдешь. Но в принципе найти для себя рецепт выживания на ближайшие полтора-два месяца возможно.
обсуждение