При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Президент саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» (НФА) Василий Заблоцкий в интервью порталу Finversia.ru обозначил основные проблемы, которые сегодня волнуют участников фондового рынка и их клиентов.
- Минфин еще не так давно высказался за отмену ИИС первого типа, предполагающих гарантированный налоговый вычет на взнос. На ваш взгляд, не остановит ли это приток на фондовый рынок так называемых вчерашних «депозитчиков», за счёт которых в прошлом году и случился бум открытия новых брокерских счетов?
- Вся эта история стала развиваться после принятия в первом чтении закона о страховании ИИС. Напомню, что для доработки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа при Комитете Госдумы РФ по финансовому рынку, в которой НФА принимала активное участие. Обсуждались два направления. Первое – возможность страхования ИИС и условия для присутствия в такой системе участников рынка. И второе направление – изменение отношения к самим ИИС с акцентом на улучшение счетов второго типа с вычетом на доход.
В настоящее время Минфин высказывается за то, чтобы сократить участие инвесторов в счетах первого типа, сведя его к минимуму. Тем не менее, замминистра финансов Алексей Моисеев подчеркивал, что никаких резких действий в этом отношении ведомство делать не будет. Этот вопрос на рабочей группе обсуждался и мнение рынка здесь единодушно: наша первоочередная задача – сделать более привлекательным ИИС второго типа.
Здесь мы, в частности, выдвинули свои предложения об увеличения суммы взноса на ИИС типа Б с 1 млн до 2-2,5 млн рублей (это экономически обоснованная сумма, при которой второй тип налогового вычета станет интересным инвестору). Также есть инициатива по поводу предоставления ритейл-инвесторам возможности вывода хотя бы части средств со счетов второго типа, что сейчас запрещено и является неким ограничителем как раз для тех «депозитчиков», которые задумываются о переходе на фондовый рынок. Для многих таких инвесторов является стоп-фактором «замораживание» средств до истечения трёх лет.
Другая ветка обсуждения касается страхования счетов. Инвесторам нужно помочь избежать рисков ввиду мошеннических и прочих недобросовестных действий.
Я полагаю, что нам удалось разработать системный подход к решению этих задач и думаю, что наши предложения будут способствовать тому, что люди начнут переориентироваться с ИИС первого типа на второй. Дискуссия по данному вопросу еще продолжается, и в любом случае резкого отказа от инструментов не будет, чтобы не задеть уже действующих инвесторов, к тому же реализация инициативы займет значительное количество времени.
- Так будут ли в итоге отменены ИИС первого типа?
- Об этом трудно сейчас сказать однозначно. Наша задача – привлечь розничных инвесторов и для реализации этой задачи сегодня ставка делается на то, чтобы максимально повысить привлекательность счетов второго типа. Однако, думаю, что никаких резких изменений принято не будет, чтобы не отпугнуть уже работающих с ИИС инвесторов.
- Не так давно в реестре инвестиционных советников Банка России появились первые индивидуальные предприниматели. Нормальна ли, на ваш взгляд, ситуация, при которой частные инвестсоветники оказались фактически «за бортом» этого рынка?
- Нельзя сказать, что частные инвестсоветники остались за бортом рынка инвестиционного консультирования. Закон об инвестиционных консультантах установил более прозрачные, четкие правила игры на рынке, которых должны придерживаться все профучастники, и частные инвестсоветники должны им следовать так же, как и компании. Частные консультанты будут вынуждены «выйти из тени», следовать букве закона и нормативным актам регулятора, которые в настоящее время разрабатываются.
Да, возможно, есть некоторые излишние требования для индивидуальных предпринимателей, но сейчас идет диалог с регулятором о том, как их смягчить.
Вступивший в силу закон не является совершенным по некоторым позициям: например, под инвестиционное консультирование могут попасть сделки M&A, хеджирующие сделки и еще целый ряд финансовых инструментов.
Поэтому крупнейшие саморегулируемые организации (НФА и Национальная ассоциация участников фондового рынка) сейчас работают над Базовым стандартом по инвестиционному консультированию, который позволит уточнить положения профильного закона. Работа над ним ведется в рамках Комитета по стандартам по деятельности инвестиционных советников при Банке России, куда входят представители Национальной финансовой ассоциации.
В проекте стандарта уточняется понятие индивидуальной инвестиционной рекомендации, определяются ее признаки. Это позволит отделить инвестиционное консультирование от предоставления аналитических материалов, продажи финансовых инструментов, андеррайтинга ценных бумаг, хеджирования рисков, осуществления сделок слияния и поглощения. В случаях, когда предоставляемая инвестору информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, проектом стандарта рекомендуется включать в нее особое предупреждение (дисклеймер).
Также документ устанавливает порядок определения советниками инвестиционного профиля клиента и предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Базовый стандарт после утверждения его Комитетом и вступления в силу станет обязателен для всех инвестиционных советников, в том числе и для ИП.
Важно отметить необходимость формирования совместно с Банком России подходов к надзору за частными инвестиционными советниками. Большинство индивидуальных советников работают в регионах, и вопрос надзора за ними – это вызов для СРО.
Что касается тех нескольких ИП, которые специализируются на инвестиционном консультировании, и которые вошли в реестр ЦБ, то они, думаю, прекрасно понимают, что должны работать в рамках тех правил, которые есть для всех.
- Завершилась разработка типовых сценариев предложения финансовых услуг. Как будет работать этот документ?
- В мае 2019 года СРО НФА и НАУФОР создали рабочую группу, которая при участии Банка России подготовила проект внутреннего стандарта, устанавливающего требования к типовым сценариям продаж финансовых продуктов и услуг.
Основная задача документа – разделить продажу продуктов и финансовое консультирование. Продавец финансовых продуктов, согласно проекту стандарта, должен сразу предупреждать клиента, что он не является инвестконсультантом. Ему следует избегать комментариев, суждений, оценок, советов, указывающих на соответствие интересам клиентов финансовых продуктов, которые он продает. Напротив, консультант обязан пояснить клиенту, что продукт ему может не подойти.
Дело в том, что финконсалтинг дает возможность продвигать одни финансовые продукты под видом других. Таким образом, проект стандарта направлен на борьбу с мисселингом. Речь идет о продаже (предложении) продуктов в рамках брокерской (дилерской) деятельности, деятельности по доверительному управлению, агентской деятельности, а также предложение принадлежащих профучастнику (в том числе своих) финансовых инструментов.
Согласно документу, при продаже финансовых продуктов не допускается их навязывание. Кроме того, должны соблюдаться принципы добросовестности, достоверности и полноты сообщаемых сведений. Продавец до мельчайших деталей должен проинформировать клиента о финансовом инструменте, его основных характеристиках и рисках.
Проект стандарта определяет основные принципы предложения финансовых продуктов, а также требования к взаимодействию с физическими лицами, формам и способам передачи информации. В документе четко регламентированы сложные для понимания клиента финансовые продукты. Документ обязывает продавцов предоставлять паспорт финансового инструмента при продаже сложных продуктов, в котором должны быть указаны все данные о нем, информация о его характеристиках, рисках и необходимых расходах. Паспорт сложного финансового инструмента разрабатывается эмитентом, который обязан актуализировать информацию на протяжении всего времени предложения.
Стандарт будет являться совместным внутренним документом, подписанным одновременно двумя Ассоциациями. Вносимые в него изменения также будут согласовываться СРО НФА и НАУФОР.
В СРО НФА за исполнением требований документа будет следить Служба контроля.
В зависимости от нарушений на профучастника могут быть наложены штрафные санкции. Параллельно выявлением случаев мисселинга занимается Служба по защите прав потребителей Банка России. Она может оштрафовать или вынести предписание об устранении нарушений. Нарушение может быть выявлено как на основании жалобы клиента, так и в ходе плановой проверки.
Разработка стандарта является важным шагом для борьбы с мисселингом. Продажа одних финансовых продуктов под видом других – это проблема, с которой сталкивается почти каждый десятый клиент банков. 90% жалоб потребителей в Банк России на кредитные организации связано именно с мисселингом.
Цель Банка России и крупнейших СРО - искоренение недобросовестной практики продаж одних финансовых инструментов под видом других. Мы уверены, что принятие стандарта существенно сократит число нарушений на финансовом рынке.
- Этим летом состоялось первое заседание Совета контролеров СРО НФА. Расскажите, к чему удалось прийти по итогам этого совещания?
- Контролеры стоят на передовой линии защиты интересов участников финансового рынка. На них ложится большой груз ответственности при реализации функций контроля за исполнением стандартов, методических рекомендаций и иных документов. Когда речь идет об исполнении требований регулирования, контролеры становятся самыми главными лицами. Видимо, та степень ответственности, которая на них возложена, и подвигла их более активно участвовать в разработке предложений участников финансового рынка, а НФА, со своей стороны, дала контролерам площадку для взаимодействия.
Первое заседание Совета контролеров СРО НФА состоялось в июне 2019 года. Члены Совета обсудили план разработки документа «Национальной финансовой ассоциации» о правилах внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР, то есть противодействия манипулированию рынком использованию инсайдерской информации.
Мы получили первый «драфт» документа и сейчас планируем обсудить его с нашими участниками. С большой долей вероятности, в октябре 2019 года будет подготовлен первая версия методических рекомендаций.
Вторая важная деталь, на которую бы мне хотелось обратить внимание, - это разработка правил оценки качества консультирования получателей финансовых услуг. Предложения СРО НФА будут вноситься в Базовый стандарт по защите прав потребителей финансовых услуг. Совет контролеров СРО НФА хотел бы разработать методику, позволяющую оценить, насколько правильно и качественно оказываются те или иные финансовые услуги.
- Какое участие принимает СРО НФА в проекте по содействию выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на облигационный рынок?
- После выхода 6 мая 2019 года 532-ПП (постановления правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям – субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже»), СРО НФА начала оказывать консультационную поддержку своим членам, предоставляя информацию о том, каким образом они могут участвовать в этой программе.
Мы работаем с крупными банками, которые бы хотели участвовать в данной программе, в том числе Промсвязьбанком, Совкомбанком, Россельхозбанком и МСП Банком.
Наша основная задача – помочь эмитентам получить наиболее полную информацию о программе. Для этого на сайте СРО НФА создан специальный раздел, где представлены методические материалы по программе и контакты организаторов выпусков. Если компании малого и среднего бизнеса хотят организовать выпуск облигаций, они могут предварительно ознакомиться на нашем сайте со всеми условиями и получить необходимые для этого данные, а также связаться с банками-организаторами. Наши банки-участники помогают компаниям МСП находить альтернативные источники получения средств.
Напомню, что субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам МСП в целях повышения доступности инструментов привлечения средств на фондовой бирже.
- Комитет Госдумы по финансовому рынку принял в первом чтении законопроект о категоризации инвесторов. Как вы оцениваете текущую редакцию этого документа? Какое влияние он может оказать на фондовый рынок? Как идёт процесс доработки законопроекта о категоризации инвесторов, какие предложения учтёт Комитет ГД по финансовому рынку ко второму чтению?
- СРО НФА активно участвует в доработке законопроекта о категоризации инвесторов, который вызвал достаточно бурное обсуждение среди профучастников. В настоящее время рабочая группа, созданная на базе Ассоциации, занимается подготовкой предложений в законопроект. Законопроект дорабатывается с учетом позиций участников рынка и регулятора. Мы находимся в диалоге с Банком России.
Участники рабочей группы СРО НФА предлагали выделить три категории инвесторов: особо защищаемые (ОЗК), неквалифицированные и квалифицированные (проектом в настоящее время предусматривается четыре категории). Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов на совещании в Госдуме 23 июля 2019 года отметил, что склоняется к тому, чтобы согласиться с этим предложением.
Второе предложение, которое обсуждается, касается срока вступления в силу данного закона. Изначально предполагалось, что закон вступит в силу 1 января 2021 года. На совещании в Госдуме 23 июля была достигнута предварительная договоренность о том, что закон начнет действовать с 1 марта 2021 года. Профучастники, впрочем, просят об отсрочке вступления в силу закона на два года, чтобы подготовить всю инфраструктуру, внедрить ИТ системы, обучить персонал. Дискуссии по данному вопросу еще продолжаются, и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил вернуться к нему позже.
Стоит отметить, что в Европе более мягкие сроки вступления в силу аналогичных законов, на переходный период дается больше времени.
Участники рынка также просили Банк России уйти от привязки к котировальным спискам и установить категории финансовых инструментов и их возможность приобретения той или иной категорией клиентов. После обсуждения этого вопроса в Госдуме было решено, что участники рынка на площадке СРО НФА разработают методологию бэк-тестирования, согласуют ее с Банком России и соберут статистику за последние десять лет. Опрос будет добровольным. Результаты тестирования должны быть представлены в сентябре 2019 года.
Профучастники предлагали также разрешить ОЗК принимать на себя риски приобретения финансовых инструментов, не соответствующих их категории, не ограничиваясь суммой в 50 тыс. рублей. По мнению участников рынка, если клиент выражает желание купить финансовый инструмент и ознакомлен с рисками, это не должно ограничиваться никакой суммой (условно - последнее слово за клиентом). Однако, Банк России настаивает, чтобы порог остался, его рамки сейчас находятся в стадии обсуждения. Обсуждается порог от 50 до 100 тыс. рублей. С большой долей вероятности закон о категоризации инвесторов может быть принят уже в октябре 2019 года.
к России недавно опубликовал дорожную карту по переходу на систему независимой оценки квалификации (НОК) на финансовом рынке. Какую роль в этом процессе вы для себя отвели? Планируете ли стать ЦОК?
- На данный момент профсообщество находится в некоторой растерянности, поскольку старые правила перестали существовать, а новых пока не предложено. В этой связи хотелось бы отметить, что представленная Банком России Концепция позволяет снять основное напряжение, поскольку вводит опциональность в способах оценки, давая участникам рынка тот самый переходный период. Если условия концепции будут приняты, НФА предложит участникам рынка систему оценки, на которую организации смогут опираться при самостоятельной проверке сотрудников. Однако на текущий момент у участников рынка возникает множество практических вопросов, связанных со сменой парадигмы, мы стараемся помочь им и на регулярной основе разъясняем наиболее сложные вопросы в части независимой оценки квалификации.
Я возглавил комиссию по профессиональным квалификациям на рынке ценных бумаг в феврале 2019 года.
В рамках работы комиссии за неполные 3 месяца работы были подготовлены:
Также были определены стоимость услуг по независимой оценке (стоимость профессионального экзамена) и срочность действия независимой оценки квалификации.
В экстремально «сжатое» время нам удалось собрать все необходимые данные для обеспечения профсообщества методическими материалами, способствующими прохождению независимой оценки квалификаций. Иными словами, комиссия выполнила поставленные перед ней задачи в точном соответствии со сроками, указанными в Дорожной карте Банка России. К сожалению, ЦОК пока не готовы принимать экзамены, так как СПКФР не завершены внутренние процедуры.
- Могли бы вы уточнить стоимость экзаменов?
- Она находится в диапазоне от 3 до 10 тысяч рублей, в зависимости от специализации. Результаты экзамена действительны в течение трех лет.
- Когда можно ожидать важного для финансового рынка события – отмены НДС на инвестиционное золото?
- Рынок ждет принятия закона, который отменит НДС на инвестиционное золото, десять, а то и двадцать лет. При покупке золотого слитка у банка инвестор сейчас должен заплатить НДС в 20%, а при его продаже сумма НДС инвестору не возвращается. Все это сдерживает спрос на инвестиционное золото. Отмена налога должна изменить ситуацию и будет благом для отрасли.
СРО НФА ранее направляла предложения в адрес первого заместителя председателя правительства Российской Федерации – министра финансов РФ Антона Силуанова с поддержкой позиции Минфина России отменить НДС на оборот аффинированных драгоценных металлов, имеющих массовую долю золота 99,5% и выше, с отнесением уплаты НДС на производителей конечной продукции из драгоценных металлов. Такой подход обеспечит улучшение собираемости налога, а также увеличит объемы торговли золотом и повысит прозрачность российского рынка драгоценных металлов.
В настоящее время обсуждаются возможные варианты отмены НДС на инвестиционное золото. Один из способов заключается в том, чтобы отменить налог на инвестиционное золото, сделав исключение для ювелирной промышленности. Но тогда возникает вопрос, каким образом контролировать движение металла, и определить – инвестиционный он или нет.
СРО НФА предлагала перенести НДС непосредственно со слитков с чистотой более 99,5% на производителей любых изделий с меньшей чистотой. То есть, если производится ювелирное изделие, то НДС взимается с покупателя данного продукта. Нам кажется это более понятным – схема убирает все внутренние проблемы, связанные с перемещением металла.
Также отмена НДС на золото должна поддержать попавшие под санкции аффинажные заводы – предприятия, специализирующиеся на переработке промышленных полуфабрикатов, концентратов и сплавов с целью извлечения высокочистых драгоценных металлов.
После отмены НДС может реализоваться локальное повышение спроса на металл со стороны юридических и физических лиц, при этом не только на внебиржевом рынке, но и на бирже.
Отмена НДС позволит создать в России рынок инвестиционного золота. По данным World Gold Council, спрос на драгметалл в России в 2018 году составлял 2,8 тонн в год, тогда как в Китае он достиг 304,2 тонны, в Индии – 162 тонны, а в Германии - 96 тонн. По сравнению с 2014 годом спрос на инвестиционное золото в России упал в три раза. Этому , в том числе, способствует действующий режим налогообложения.
Вложения в золото являются перспективным способом накопления, это своеобразная «тихая гавань» для инвестора. Инвестиции в золото - максимально консервативный инструмент, защищенный от долларовой инфляции. В условиях геополитических рисков золото может стать отличной альтернативой депозитам и вложениям в иностранную валюту.
- В заключение расскажите, пожалуйста, немного о ваших инициативах в области зеленого финансирования.
- Мы ведем активную работу, в том числе международную, направленную на развитие ответственного финансирования. Его еще часто называют зеленым финансированием, хотя ответственное финансирование – это более широкое понятие. Оно включает не только экологические, но и социальные аспекты, а также вопросы гуманной корпоративной политики (принципы ESG).
СРО НФА участвует в программе, которая работает в Европе в рамках Принципов зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), а также мы вступили в Ассоциацию «Национальная сеть Глобального договора».
СРО НФА проводит активную работу над тем, чтобы правила, существующие в Европе, начали действовать и в России, способствуя развитию зеленого финансирования. Мы работаем над созданием инфраструктуры, позволяющей выпускать зеленые облигации.
У людей есть самый главный ресурс: воздух, вода, солнечный свет. И ответственное финансирование – это часть того огромного глобального проекта, который призван сохранить в будущем для человечества привычные условия жизни или улучшить их. Выпуск зеленых облигаций в рамках Принципов ICMA, к примеру, может стать одним из действенных инструментов по финансированию возобновляемых источников энергии.
Проблема в том, что в настоящее время еще не сформировано единое глобальное определение зеленых облигаций. Согласно Принципам ICMA, под ними понимаются любые долговые инструменты, поступления от размещения которых направляются исключительно на финансирование или рефинансирование существующих зеленых проектов, приносящих очевидную экологическую пользу. Используя данный инструмент, субъекты ВИЭ в России смогут не только направлять полученные от размещения бондов средства на финансирование экологических и социальных проектов, но и значительно расширить базу иностранных инвесторов.
В июле 2018 года СРО НФА провела опрос членов Российского Совета по первичному рынку капитала, которые представляют в совокупности более 70% рынка организаторов и андеррайтеров облигаций в России, о перспективах и инструментах выпуска зеленых бондов в стране. Оказалось, что российские участники рынка капитала весьма заинтересованы в создании такого инструмента.
Зеленые облигации как инструмент находятся только в начале пути своего развития в России. Должна быть создана целая система, позволяющая инвестировать в данный инструмент, механизм контроля за тем, на что были направлены средства. В настоящее время привлечь инвесторов не просто, они должны понять, зачем вкладываться в зеленые облигации. И здесь особенно важна поддержка правительства, Банка России. Между тем, во многих развитых странах установлены квоты – скажем, не менее 10% инвестиций должны осуществляться по принципам ESG. На мой взгляд, России также было бы правильно воспользоваться этим опытом, создав внутри государства спрос на зеленые облигации.
обсуждение