Месяц назад в России вступил в силу закон, который положил начало развитию нового инструмента рынка ценных бумаг – структурных облигаций. 13 ноября на площадке Московской Биржи прошел круглый стол «Развитие рынка структурных облигаций в России: особенности структурирования и новые возможности для эмитентов». Организаторами мероприятия выступили Национальная финансовая ассоциация (НФА) и юридическая компания LECAP.
В целом мероприятие было ориентировано на профессиональных участников рынка. Эксперты рассмотрели особенности выпуска структурных облигаций для различных эмитентов и типов базовых активов. Михаил Малиновский, партнер LECAP, отметил, что выплаты владельцу структурных облигаций (номинальной стоимости, части стоимости или дохода по такой бумаге) будут зависеть от наступления/ненаступления определенных событий, которые должны быть зафиксированы в решении о выпуске ценной бумаги. В соответствии с законом, структурная облигация предусматривает выплату ее владельцу номинальной стоимости или части номинальной стоимости и (или) выплату дохода по такой ценной бумаге в зависимости от определенных обстоятельств, указанных в решении о ее выпуске. Структурная облигация не может быть досрочно погашена по усмотрению эмитента. Эмитентами структурных облигаций могут быть только кредитные организации, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества. «В России есть линейка структурных продуктов с неполной защитой капитала, когда номинал стопроцентно возвращается, но какая-то часть процентного дохода является переменной, связанной с определенными обстоятельствами, например, курсом валюты и пр.», – отметил юрист.
Вопрос регулирования нового направления прокомментировала Ирина Осиюк, начальник управления эмиссионных ценных бумаг департамента корпоративных отношений Банка России. По ее словам, к структурным облигациям пока будут применяться те же нормы, которые действуют в отношении обыкновенных облигаций. «Что именно может быть обеспечением по бумагам [структурным облигациям], как это оформляется, какие требования выдвигаются? Ровно те же, которые сейчас существуют для обыкновенных облигаций. Отдельного акта, отдельных норм по регулированию правил обеспечения залога именно структурных облигаций в ближайшее время не рассматривается. Возможно, какие-то специфические вопросы, связанные регулированием этих новых инструментов, впоследствии возникнут. Но это можно будет понять только на практике. А пока мы ни одного выпуска не видели», – сказала она.
При этом Михаил Малиновский заметил, что иностранные структурные продукты не регулируются в части продажи неквалифицированным инвесторам. «Если российские структурные облигации являются сегодня инструментами только для квалифицированных инвесторов, то получается, что есть некий арбитраж в пользу структурных нот, которые выпускаются иностранными эмитентами. В случае их листинга на Московской бирже дистрибуция таких нот становится широкой, и они могут предлагаться неограниченному кругу инвестором, в том числе неквалифицированным. В данном случае российский закон делает некий прекос в пользу иностранных инструментов», - высказал мнение Михаил Малиновский.
Василий Заблоцкий, президент НФА, рассказал о планах создания в рамках этой саморегулируемой организации рабочей группы, которая будет заниматься мониторингом ситуации в сегменте структурных облигаций, рассматривать все возникающие проблемы и взаимодействовать с регулятором с целью их решения.
Москва.
обсуждение